В настоящее время понятие
конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением.
Австралийский экономист Й.Шумпетер определял
конкуренцию как борьбу нового со
старым. Ф. Хайек
– нобелевский лауреат – трактовал
конкуренцию как процедуру
открытия. Он считал, что в процессе
конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые, ранее не доступные данные о ресурсах, технологиях,
предпочтениях, о не раскрытых пока возможностях общества.
В общем понятии, конкуренция – (от лат. сoncurrere –
сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные
экономические ресурсы; это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и
борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей
продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей; это соперничество
между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и
продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными
условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его
полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими
претендентами за наибольший доход.
Конкуренция согласно
ст.4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. в ред. от 26.07.2006
г. – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают
возможность каждого из них односторонне
воздействовать на общие
условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В настоящее
время вес страны на мировой арене определяется
в большей мере ее экономическим положением, ее глобальной конкурентоспособностью. Именно поэтому
задача повышения
конкурентоспособности приобретает
сейчас особую актуальность.
В Послании Президента РФ Д.А. Медведева
Федеральному Собранию Российской Федерации прямо сказано по этому поводу: «России надо быть сильной
и конкурентоспособной».
На мировом рынке
постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного
выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности
предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции
иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.
Но понятие конкуренции
настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным
определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования
капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции
усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства,
так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного
регулятора общественного производства.
Следствием
конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных
отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности,
ускорение НТП.
Конкуренция
относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность
организации и которые не могут управляться организацией.
Борьба за экономическое
выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность
- монополия) может существовать только
при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят
от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями конкуренции
отраслевых рынков являются:
1. Количество фирм (хозяйственных,
промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица),
поставляющих товары на рынок;
2. Свобода вхождения предприятия на
рынок и выхода из него;
Дифференциация товаров (придание определённому виду товара
Райзберг
Б.А. Основы экономики: Учебное пособие.-
М.: ИНФРА-М.. – 2009. – С. 255
Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики
России: проблемы и перспективы. // Вопросы Экономики. - № 5. – 2011. – С. 117.
|