Экономическое содержание налогов выражается
взаимоотношениями хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства с
другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно
из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить его природу,
функции, значение для народного хозяйства.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Отдельный налог характеризуется набором типовых
признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства,
правила расчёта и сбора налога. Признаками налога являются:
1) общеобязательный характер. Статья 57
Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и
сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ,
нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований
закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все
налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть
освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;
2) индивидуальная безвозмездность. За счет
налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом
конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее
определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества,
имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное
отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами
определенного действия, таким образом, лицо, уплачивающее сбор, получает вполне
ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;
3) денежная форма. Налоги взимаются в форме
денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
4) публичный характер. В соответствии со
ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно
публично – правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что
обусловлено публично – правовой природой государства и государственной власти
по смыслу;
5) целевой характер. Основной целью
налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или)
муниципального образования в целом. Данный принцип, в свою очередь, означает,
что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и
поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с
определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных
фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации
средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В
соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы
государства, а все расходы в целом.
Организационными
признаками налога являются:
- объект налога – то, что
облагается налогом (доход, имущество и т. п.);
- источник выплаты налога – фонд или средства, из
которых уплачивается налог (текущий доход, прибыль и т. п.);
- база налога – сумма, с которой взимается налог;
- ставка (шкала ставок) налога – размер налога на
единицу обложения;
- субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону
платить налог.
Системные признаки налога позволяют дать
характеристику его места в общем процессе финансовых потоков, к ним относятся:
|