Экономические
преобразования, происходящие в стране, неразрывно связаны с осуществлением
каждым государством внутренней и внешней политики. Реализация направлений обеих
политик подтверждает суверенитет государства, в том числе экономический, что усиливает
его независимость. Из суверенитета государственной власти вытекает автономия
торговой политики страны. Однако такая автономия не может быть абсолютной в
силу невозможности изоляции самого государства. При этом не исключается и даже
приветствуется создание посредством политических программ идеальной модели
развития торговых отношений, основанной на национальных интересах и не
допускающей дискриминации интересов других стран.
Термин
«таможенная политика» современным законодательством не определен, однако он
выступает мощным экономическим рычагом, который регулируется с помощью права.
Это явление многослойное, со сложной структурой, отличающееся разнообразием
форм выражения, а также большим количеством средств, способов и методов
регулирования. Таможенная политика за последние годы стала значимым явлением
общественной жизни страны и практической деятельности Российского государства.
Итак,
таможенная политика - это система экономических, правовых, организационных и
иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на
всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутри- и
внешнеэкономических интересов России. Таможенная политика должна отличаться
логичностью, стабильностью, взвешенностью и воплощаться в жизнь на основе норм
таможенного права. Отсутствие должной регламентации приведет, как
представляется, к умалению значимости ориентиров, выработанных государством. В
данной связи несомненную актуализацию приобретает таможенно-правовая политика,
закрепляющая стратегию и тактику государственных реформ в области таможенного
дела. Происходящие в государстве экономические процессы облачаются в «правовые
одежды», вводятся в определенные рамки с целью устойчивого и беспрепятственного
развития. В настоящее время можно говорить об имеющейся тенденции к
нормативному закреплению политических шагов. Пример тому - принятие ряда
концепций в области бюджетного процесса, бухгалтерского учета, таможенного
контроля.
Между
тем создание и упрочение политико-правовой базы обусловливает подбор целого
арсенала средств для ее реализации. В первую очередь таким средством является
четкий правовой механизм. Правила, регламентированные законодательством данной
отрасли, являются средствами реализации таможенно-правовой политики, так как в
них и заложен механизм достижения поставленных целей.
Направления
таможенной политики должны быть объективированы с целью их дальнейшего
отражения в нормативно-правовой базе. При этом следует отметить, что текущая
таможенная политика нередко вступает в противоречие с условиями вхождения
России во Всемирную торговую организацию. Особо значимую роль здесь играют
тарифные переговоры в рамках присоединения страны к ВТО, на которых торговые
партнеры России весьма жестко требуют радикального открытия национального
рынка. Исполнение такого требования (а именно - тарифное разоружение) неизбежно
приведет к ущемлению интересов отечественных производителей. Таможенная служба,
действуя в среде мирового рынка и осуществляя направления таможенной политики,
может быть фактором, ускоряющим развитие внешней торговли и национальной
экономики, если она соответствует этой среде, или тормозящим эти процессы.
Реализуемая
Российским государством политика протекционизма отражена, в частности, в
Концепции внешней политики, где указывается, что в сфере международных
экономических отношений для Российской Федерации одним из приоритетов выступает
содействие расширению отечественного экспорта и рационализации импорта в
страну. Кроме того, Россия считает необходимым поддерживать интересы предпринимательства
на мировом рынке, противодействовать дискриминации отечественных производителей
и экспортеров, обеспечивать строгое соблюдение субъектами внешней торговли норм
национального законодательства.
В
России введение нетарифных барьеров на торговых путях (квотирование,
сертификация, лицензирование), хотя и имеет определенное распространение, не
может проявить себя в полной мере, так как зависимость наполнения доходной
части бюджета от таможенных платежей еще велика. Таким образом, следует
признать, что Российская Федерация в настоящее время придерживается политики
ценового протекционизма.
В действительности ни одно государство не пускает на самотек
экономическую деятельность. Несомненно, что совершенное запрещение иностранной
торговли или ввоза столь же невозможно, как его совершенная свобода. В первом
случае преступность, в частности контрабанда, возрастет и
Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О
таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011 № 409 -
ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. - № 48. - Ст.
6252; 2011. - № 50. - Ст. 7351.
|