1.Роль системы мотивации в эффективной работе предприятия
Мотивация
персонала – одна из основных функций менеджмента и управления персоналом.
Персонал является основным потенциальным источником выхода организации на новый
качественный уровень.
Обобщая
определения понятия «мотивация», можно отметить, что она рассматривается с двух
точек зрения: с одной стороны, выступает как процесс внешнего воздействия с
целью побуждения к совершению определенных действий, с другой стороны,
мотивацией также является внутреннее состояние личности, определяющее его выбор
и поведение. Таким образом, мотивация представляет собой совокупность
внутренних и внешних движущих сил – соответственно, мотивов и стимулов,
побуждающих человека к деятельности, задающих ее формы, степень интенсивности,
уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие
ей направленность, ориентацию на достижение определенных целей.
В
настоящее время отсутствует четкое и объективное разграничение в содержании
понятий «мотивация», «стимулирование», а также «мотив» и «стимул».
Разнообразие
подходов к определению понятия «мотив» обусловило еще более широкий спектр
подходов, объясняющих сущность категории «мотивация». На основе
критического анализа научных подходов к определению понятия «мотивация», можно
заключить, что наиболее целесообразно рассматривать это понятие в двух основных
значениях.
Во-первых,
на субъективно-личностном уровне, мотивация – это важнейшая внутренняя
характеристика человека, отражающая особенности его мотивационной структуры и
определяющая процесс формирования, актуализации и реализации мотивов под
воздействием внешних (стимулов) и внутренних факторов.
Во-вторых,
на организационно-управленческом уровне, мотивация выступает как объект управления,
т.е. объект целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления посредством
использования стимулов с целью формирования мотивов, определяющих трудовое
поведение работника.
Анализ
подходов к понятию «стимул» позволил сделать вывод, что подход, рассматривающий
стимулы как внутренние и внешние побуждения, ведет к замещению понятий «мотив»
и «стимул» друг другом, что усложняет восприятие и без того сложной и
неоднозначной проблемы. Поэтому в данной работе автор предлагает под стимулами
понимать разнообразные внешние воздействия (блага), с помощью которых субъект
управления воздействует на мотивацию персонала для достижения поставленных
целей.
По мнению автора, в основе классификации
видов мотивации трудовой деятельности должно быть заложено именно разнообразие
мотивационной структуры человека. С учетом этого в можно предложить
классификацию, включающую следующие виды мотивации (см. табл. 1).
Таблица
1
Классификация видов мотивации трудовой
деятельности на основе признака разнообразия мотивационной структуры человека
Виды мотивации
|
Базовые потребности
|
принудительная
|
потребности в безопасности,
защищенности, стремление к исключению неопределенности, чувство долга и
ответственности и др.
|
ценностная
|
потребности в содержательности труда,
его творческой насыщенности, самостоятельности, возможности реализовать свои
способности, общественная значимость труда и пр.
|
инструментальная
|
потребности в достижении необходимого
уровня материального благополучия; обеспечении достатка для своей семьи;
построении своей деловой карьеры; статусные потребности и др.
|
Механизм
мотивации трудовой деятельности - сложный процесс взаимодействия внутренних
побудительных сил и внешних воздействий, определяющих формирование мотивов
труда. Содержание
Жигалов В.М. Система
мотивации персонала на предприятии//Актуальные проблемы менеджмента в России на
современном этапе: перспективы развития теории и практики управления сложными
социально-экономическими системами и процессами. 1 декабря 2010 г. Тезисы
докладов научно-практической конференции. СПб.: ОЦЭиМ, 2011.
Звездилин А.Ю. Исследование
мотивации персонала в условиях инновационного развития бизнеса: Монография. –
Невинномысск, 2010.
|