Административная
ответственность - это вид юридической ответственности, которой присущи все
признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом
или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему
административное правонарушение (административный проступок).
Основные признаками
административной ответственности можно свести к следующему:
- во-первых, она является
составной частью административного принуждения как вида государственного
принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется
органами государственной власти и, отчасти, местного самоуправления в рамках
внеслужебного подчинения и т. п.);
- во-вторых, фактическим
основанием административной ответственности является административное
правонарушение, тогда как уголовной - преступление, дисциплинарной - дисциплинарный
проступок, материальной - причинение
материального вреда (ущерба), или гражданско-правовой деликт;
- в-третьих, в отличие от
других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою
собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме
(в частности, дисциплинарная ответственность ее вообще не имеет, а уголовная и
гражданско-правовая реализуются через нормы уголовно-процессуального права,
гражданско-процессуального права и арбитражный процесс соответственно),
административная ответственность урегулирована нормами именно
административного права (точнее было бы говорить - административно-деликтного
права как самостоятельной отрасли или, по крайней мере, - подотрасли административного
права, хотя по этому поводу единства среди ученых-административистов нет),
которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов
административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально
регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу
административной ответственности;
- в-четвертых, субъектами
административной ответственности могут быть как физические, так и юридические
лица, тогда как уголовной и дисциплинарной - только физические лица (хотя в
ученых кругах и идет дискуссия о дисциплинарной ответственности коллективных
образований - таких ее проявлений, как, например, отставка правительства,
прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п.);
- в-пятых, процедура
(процесс) привлечения к административной ответственности более проста,
оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической
ответственности (в частности, уголовной и гражданско-правовой), хотя и
содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и
осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с
уголовным и гражданским процессом);
- в-шестых,
административное наказание как мера административной ответственности всегда
назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что
существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности,
которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве
своем нормами административного права;
- в-седьмых,
административное наказание как мера административной ответственности может
назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов, тогда как
дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными
лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции),
уголовные наказания - только судом, меры гражданско-правовой и материальной
ответственности - в большинстве своем также только в судебном порядке (за
исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в
административном порядке);
- в-восьмых, практическая
реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что
существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с
ответственностью дисциплинарной, где так же, как и при административной
ответственности, лицо считается подвергнутым взысканию (наказанию) в течение установленного
срока (один год, хотя методика его отсчета все же разная).
В то же время институту
административной ответственности присущи специфические черты, характерные
только для этого вида юридической ответственности:
1) административная
ответственность в большинстве случаев является
внесудебной
ответственностью.
Административные наказания назначаются должностными лицами значительного
числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными
коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают
значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются
субъектами административной юрисдикции;
2) назначение
административных наказаний осуществляется должностными лицами на не подчиненных
им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается
от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном
в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;
3) поскольку
административная ответственность наступает за деяния менее опасные, чем
преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем
уголовные наказания;
4) применение
административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего
правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в
течение одного года со дня окончания исполнения наказания;
5) существенной
особенностью института административной ответственности является то
обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические,
но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной
ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм,
подчиненности, а также других обстоятельств;
Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник
для вузов. - М., 2010. - С. 121.
Гришаев А.Н. Содержание принципа законности на стадии
назначения административного наказания // Административное право и процесс. –
2007. - № 2. – С. 7.
|