ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНОГО ДОГОВОРА
Возникновению брачного
контракта, возникновению договорных семейных обязательств как выражению воли
супругов предшествовало создание самой семьи. До образования семейного союза
общество жило в родовом и даже племенном кровном союзе, в котором не было
индивидуального брака не только моногамного, но и полигамного: женщины всего
племени составляли достояние мужчин всего племени. За этой первой ступенью
наступила вторая в историческом развитии кровных союзов: так называемое
материнское право. Тогда племя поделилось уже на отдельные кровные группы,
каждая под властью матери, ибо мать всегда известна, а отец известен не всегда.
Наконец, наступила третья форма кровных союзов - индивидуальный брак и
полигамная семья под властью отца-патриарха; отсюда форма общества -
патриархальная.
Семья - проявление
довольно высокой культуры, достигнутое путем долгого предварительного
процесса. Во многом этому способствовало то, что на первое место в регулировании
семейных отношений, оттеснив обычаи, вышел закон, будь он церковный или
светский.
Прототипом действующего
законодательства является, конечно же, римское право. Говоря о нем, нельзя не
коснуться семейного права и частного права. Именно в римском частном праве
получили широкое применение договорные обязательства, касающиеся не только
общественной жизни, но и семьи.
Весьма интересным и
необычным было отношение римлян к браку. Совершению брака обыкновенно
предшествовало обручение. В древности обручение лиц совершалось их родителями
без участия брачующихся, в форме устной договоренности, по которой родители
невесты обязывались передать ее жениху, не принимавшему на себя никаких
обязанностей, но имевшему затем право прекратить брак односторонним
волеизъявлением. Потом обручение совершали жених и невеста с согласия
родителей. Обручение совершалось в форме двух устных договоренностей: по одной
родители невесты обязывались передать ее жениху, а по другой - жених
обязывался принять невесту в качестве жены. В еще более позднее время
допускалось совершение обручения и путем неформального соглашения.
В то время как во всем
мире господствовал патриархат, и власть мужчины над женщиной казалась
неоспоримой, в Древнем Риме существовало два вида брака, порождавшие разные по
содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое
правовое положение матери в отношении детей, один из которых противоречил всем
существующим канонам патриархата. Коснемся в общих чертах каждого из них.
Первым видом был брак,
устанавливавший власть мужа над женой. Заключение такого брака требовало
совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Понятно, что порядок
прекращения такого брака носил односторонний порядок, В браке, устанавливающем
власть мужа над женой, в котором юридическая личность жены поглощалась
личностью мужа, развод мог иметь место только по инициативе мужа и был, в
сущности, «отторжением» жены от мужа.
Личные и имущественные
отношения супругов в браке, устанавливающем власть мужа над женой, были также
специфичны. Жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинялась
власти мужа. Таким образом, муж мог истребовать жену, покинувшую дом, при
помощи обращения с иском в суд. Он даже мог продать ее в кабалу. Муж был
вправе наложить на жену любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же,
как рабы и дети, жена была лишена каких либо прав в области имущественных
отношений. Все, что ей принадлежало до брака, становилось в момент заключения
брака достоянием мужа. Все, чем она обладала во все время существования брака,
например имущество, подаренное ей ее отцом, принадлежало мужу. Это бесправное
положение жены уравновешивалось только тем, что она являлась наследницей мужа
при условии отсутствия детей. Если же они успевали к этому скорбному моменту
обзавестись законным потомством, то наследование осуществлялось вдовой на
равных началах с детьми.
Однако обычаи значительно смягчали бесправное положение
Максимович Л. Брачный договор: Комментарии и разъяснения. - М.,
2007. – С. 19.
|