Система правового
регулирования образования сегодня включает в себя значительное число
нормативных актов различного уровня и направленности. Как известно, основные из
них - это специальные законы в сфере образования: Закон Российской Федерации от
10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и
Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании», а
также акты различных отраслей права в части, в какой они регулируют отношения,
возникающие в связи с осуществлением образовательной деятельности, что во
многом является следствием специфики многообразных правовых связей в
рассматриваемой сфере.
Ряд ученых, таких как
В.М. Сырых, В.И.
Шкатулла, М.Ю.
Федорова,
анализируя систему правовых актов об образовании, выделяют «образовательное
право» как самостоятельную отрасль. Тем не менее, отраслевая принадлежность
образовательного законодательства до сих пор не определена и рождает различные
взгляды ученых. Например, в советский период правовая система регулирования
отношений в области образования рассматривалась либо как самостоятельная
отрасль законодательства, либо как подотрасль административного права.
Между тем развитие
частноправовых элементов в системе образования позволяет вести речь о том, что
законодательство об образовании постепенно оформляется в самостоятельный
правовой блок, в котором содержание административно-правовых норм отражает
специфику образования как одной из сфер публичных (государственных) интересов.
Определяя современное
состояние образовательного законодательства, следует, на наш взгляд, отразить
некоторые ключевые проблемы правового регулирования в образовании. Во-первых,
системные свойства современного образовательного законодательства подтверждают
отсутствие целостности системы правового регулирования.
Образовательная сфера сегодня не урегулирована полностью. Закон Российской
Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», а также ряд иных
нормативных актов заложили правовые основы законодательства об образовании и
начальном этапе, особенно в период кризисного состояния страны, имели
позитивный эффект для становления и
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об
образовании» (в ред. от 28.02.2012 № 11 - ФЗ) // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 1996. - № 3. - Ст. 150; 2012. - № 10. - Ст. 1159.
Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 03.12.2011 № 385 - ФЗ)
// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 35. - Ст. 4135;
2011. - № 49 (часть 5). - Ст. 7063.
|