Глава 1.
Гражданско-правовое положение несовершеннолетних
1.1.
Исторические аспекты правового положения детей
Важнейшей
гарантией гармоничного развития общества на пути формирования правового
государства является обеспечение прав несовершеннолетних. Значительные
изменения в общественно-политической жизни и экономическом развитии России
требуют совершенствования всех общественных отношений. В первую очередь это
относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность несовершеннолетних
граждан, защиту их жизни, здоровья, личные права и свободы, как этого требует
Конституция Российской Федерации.
История
развития прав несовершеннолетних уже неоднократно привлекала внимание
исследователей.
В
древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в
отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над
ребенком практически любого возраста. Например, в Римском государстве власть
отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II - I вв. до н.э., 3-я книга, § 1)
называет институт отцовской власти «ius proprium civium romanorum» (строго
национальным институтом римских граждан).
Дальнейшее
развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве
заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки.
Средневековое
право Германии («Салическая правда», V - VI вв. н.э.) закрепляло власть отца в
семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая, скорее,
строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по
достижении ими 14 лет.
Феодальное
брачно-семейное право Англии (Правда Этельберта, VI в. н.э., Правда Инэ, VII в.
н.э., Правда Альфреда, IX в., Законы Кнута, XI в.) определяло патриархальный
характер семьи, строящейся под управлением отца.
В
Индии (Законы Ману, II в. до н.э. - II в. н.э.) потомство, как и скот,
признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52 - 55). В силу этого законным
отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически.
Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом
продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и
проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников
в новых семьях.
Право
Древнего Китая определяло главу семьи как ее властителя. В древности отец мог
продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед
другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу
сына или внука вследствие нанесения им побоев сохранилась до XIX в.
Наказывались также сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от
большой семьи или присвоить часть семейного имущества.
Несовершеннолетние
дети в патриархальных обществах стран обычного права тропической Африки также
были полностью зависимы от отца, имевшего над ними неограниченную власть. В
Древней Аравии до ислама родители избавлялись от нежеланных новорожденных
дочерей, закапывая их в землю живьем (поскольку научный прогресс позволил людям
узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и
индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола).
С
самых истоков ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей
независимо от их пола, расы или происхождения. В соответствии с хадисом,
традицией времен пророка Мухаммеда, одним из самых больших грехов является
убийство детей из страха, «что они разделят вашу пищу». Священный Коран строго
запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии.
Родительская
власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми
родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не
рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г. за убийство ребенка
отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же,
убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Принуждение
детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний.
«Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер».
Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на
родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. предписывало «бить
их кнутом нещадно».
|