Отрасли сельского
хозяйства, прежде всего, выполняют определенные экономические функции.
Скоординировать их развитие в рамках независимых национальных экономик в расширенном
Евросоюзе (далее по тексту - ЕС-27) - чрезвычайно сложная задача. В настоящее
время отсутствует ключевая мотивация, которая лежала в основе Общей аграрной
политики (далее по тексту - ОАП), преследовавшей политическую цель: достичь в
условиях «холодной войны» самообеспечения и независимости стран-членов ЕС-27 от
импорта продовольствия из государств - политических противников (стран
Варшавского договора). Новым приоритетом Общей аграрной политики должна стать
экономически-торговая конкурентоспособность и экспансия государств Езросоюза
на мировых аграрных ранках. Для этого необходимо широко использовать все
легитимные экономические инструменты, причем более активно, чем это делает
Езросоюз.
Предстоит организовать в
рамках ЕС-27 снижение накладных расходов, чтобы достичь уровня цен на
определенные агропродукты ниже средних мировых, обеспечить исключительное
качество продукции и современный маркетинг. Такие требования диктуются
конкуренцией как между странами-экспортерами на мировом аграрном рынке, так и
с государствами-импортерами на агропродовольственном рынке Евросоюза. Конкуренция
должна быть честной предпринимательской, а не административной среди правительств.
Необходимо исключить административные установления множества квот и.
нерыночных цен.
Нельзя подменять цели Общей
аграрной политики средствами ее осуществления. Следует учитывать такие факторы,
как площадь хозяйства, его организационную форму, возраст фермера. Но важно
добиться экономической конкурентоспособности, роста экономики и занятости трудоспособного
населения, а не либерализации, служащей лишь инструментом достижения поставленной
цели. Участие бюджета в повышении конкурентоспособности товаров и продуцентов
также является одним из средств. При проведении реформы Общей аграрной
политики требуется рационализировать бюджетный сектор в той мере, которая
необходима для целевого преобразования Общей аграрной политики Евросоюза.
Отмечается, что значение
аграрного сектора экономики ЕС-27 и бюджетных инвестиций для его развития
часто недооценивается. Между тем в настоящее время только пищевая промышленность
Европейского союза имеет годовой оборот 300 млрд евро - 13,6% валового
внутреннего продукта (ВВП) ЕС-27 против 11,3% по автомобилестроению и 3,1% - по
химической промышленности, В аграрной сфере Езросоюза трудится 4,1 млн человек -
больше, чем в каком-либо другом секторе экономики ЕС-27. В США агропромышленный
комплекс дает 13% ВВП страны, в нем работает 17% экономически активного
населения, а если принять в расчет все отрасли, связанные с продвижением
пищевых продуктов на рынок и общественным питанием, то свыше 30% занятых в национальной
экономике.
Часто критики оценивают
затраты на аграрный сектор ЕС-27 как чрезвычайно высокие, акцентируя внимание
на том, что они достигают 40% от общего бюджета Езросоюза. При этом часто забывают
следующий факт: каждое государство, входящее в ЕС-27, отчисляет в общий бюджет
примерно 1% от ВВП страны, из которых 0,40% расходуются на поддержку
сельхозпроизводства и сельского развития 8 рамках Общей аграрной политики.
Концепция устойчивого долговременного развития стала глобальной
парадигмой общества на пороге XXI в., целью которой является стремление на
основе новых подходов заложить принципы жизнедеятельности, соответствующие
потенциальным возможностям окружающей среды. Составная часть этой концепции
стратегия развития мультифункционального сельского хозяйства, строящаяся на
принципах устойчивого развития Европейского союза: экономический рост с
адекватной динамикой; ценовая стабильность; социальная рыночная экономика;
социальное партнерство и полная занятость;
|