Глава 1. Экономическая сущность электронных денег в
системе безналичных расчетов
1.1. Виды и критерии классификации электронных
денег
В конце XIX — начале XX
в. развитие банковской системы привело к рождению пластиковых
карт. Однажды в 1949 году Алфред Блумингдейл, внук основателя одного из
самых крупных американских универмагов, прилетел в очередной раз в Нью-Йорк,
чтобы навестить тяжелобольного отца, и встретил своего давнего друга Фрэнсиса
Макнамару. Дела у обоих друзей шли неважно.
Блумингдейл после работы продюсером
бродвейских шоу безуспешно пробовал себя на поприще кинематографа в Голливуде.
Макнамара возглавлял финансовую компанию «Хэмилтон Кредит Корпорейшн», которой
на тот момент клиенты задолжали 35 000 долларов, без большой надежды когда-либо
вернуть эти долги.
Для расширения круга клиентов и их
идентификации в ресторанах партнеры решили использовать эмбоссированные
пластинки, которые к тому времени уже применялись многими магазинами и
бензиновыми компаниями. Так, в конце обеда было принято решение создать новое
предприятие. Макнамара со Снайдером в качестве доли вносили «Хэмилтон Кредит
Корпорейшн» с ее 35 000 долларов невозвращенных долгов, Блумингдейл внес 5000
долларов наличных. Эти 5000 долларов были единственными реальными деньгами, с
которых началось предприятие. Хотя Блумингдейл заинтересовался идеей, но деньги
внес скорее из дружеских чувств, чем в надежде на прибыльный бизнес. Уже через
год Diners Club имела договора с 285 коммерческими точками и 35 000 держателей
карточек, с которых взималось за пользование карточкой 3 доллара в год. К концу
1951 года Diners Club принесла чистый доход 61 222 доллара с оборота в 6,2
миллиона долларов. В последующие годы система продолжала расширяться как
географически — в Европу, так и разнообразя коммерческую сеть. Вначале
коммерческие и сервисные предприятия не очень жаловали карты «Diners Club»,
поскольку, во-первых, это подрывало позиции их собственных фирменных карт,
во-вторых, из-за необходимости платить комиссию компании.
Однако главные трудности начались,
когда на рынок начали выходить конкуренты. Самым знаменательным для
универсальных карточек в этом отношении, несомненно, стал 1958 год.
В этом году была создана система Карт
Бланш, которая первоначально была частной карточкой корпорации отелей «Хил
тон». В 1965 году Карт Бланш была продана Фест Нэшнл Сити Бэнк (впоследствии
СитиБэнк). Впервые идея использования при расчетах предоплаченных карт была
высказана в 1880 г.
американским экономистом Эдуардом Беллами в работе "Глядя назад"
(Еdward Bellamy, "Looking Backwards").
В 1914 г. компанией "General Petroleum
Corporation of California" была выпущена первая картонная карта, чье
применение было ограничено оплатой нефтепродуктов. Недолговечность картонных
карточек заставила искать им замену, и десятилетием спустя начали появляться
первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением. Тиснение
позволило частично автоматизировать процесс обслуживания этих карточек,
поскольку с карточек можно было делать оттиски и переносить информацию о
владельце на заранее отпечатанные чеки (слипы).
А в шестидесятые годы на
пластиковых карточках стали помещать магнитную полосу, на которой записывалась
информация. Еще в 1914 г.
крупные универмаги в США стали выдавать кредитные карточки своим
клиентам. В 1928 г.
был изобретен прообраз пластиковых карточек - металлический ярлык, на
котором было выдавлено имя и адрес клиента.
В 1936 г. появилось первой
объединение предприятий, согласившихся кредитовать общих клиентов. Особый успех
выпал на долю ресторанной кредитной карточки "Diners Club” ("Обеденный клуб”).
Ряд крупных американских банков, оценив успех первооткрывателей, выпустили свои
кредитные карточки, пользоваться которыми можно было не только в ресторанах, но
и в других местах.
Так, начали образовываться
платежные системы: банк выпускал карточку и открывал счет клиенту; на
территории страны и за рубежом создавалась целая сеть магазинов, баров,
ресторанов, отелей и т.д., где принимали
|