Земля
- один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на
протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных
потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных
объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам, водам и
т.д.).
Земля
как предмет государственного регулирования - это часть окружающей природной
среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину
почвенного покрова в пределах Российской Федерации.
Земельный
кодекс РФ выделяет следующие категории земель:
1. сельскохозяйственного назначения;
2. поселений;
3. промышленного и иного специального
назначения;
4. особо охраняемых территорий и объектов;
5. лесного фонда;
6. водного фонда;
7. запаса.
В
настоящее время во всем мире наблюдается тенденция нехватки земли. А вот у нас
в России более 30% земельных ресурсов вообще не используется. А еще не
известно, сколько существует выморочных земель. Выморочные земли - это земли с
неопределенным статусом, например,
когда-то у них был хозяин, но хозяин умер, а в права наследия никто не в
ступил. Для решения этой и других проблем связанных с эффективным
землепользованием законодательством было выбрано муниципальное регулирование
этого вопроса.
Если
говорить о земельных участках как об элементе состава муниципального имущества,
то необходимо сослаться на статью 19 Земельного кодекса Российской Федерации,
которая определяет, что в муниципальной собственности находятся земельные
участки:
-
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с
ними законами субъектов Российской Федерации;
-
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении
государственной собственности на землю;
-
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В
то же время п.15 статьи 50 ФЗ №131 относит к муниципальному имуществу только
"земельные участки, отнесённые к муниципальной собственности в
соответствии с федеральными законами". Налицо определённая правовая
коллизия.
При
этом необходимо иметь в виду, что Земельный кодекс Российской Федерации также
придерживается концепции "презумпции отчуждения" земли из
государственной или муниципальной собственности (если сравнивать с
"презумпцией отчуждения" имущества, которое не может входить в состав
муниципального имущества, как это предусматривает ФЗ № 131). Пункт 4
статьи 28 Земельного кодекса устанавливает исчерпывающий перечень из трёх
случаев, когда допускается отказ в предоставлении земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, для
строительства:
1) изъятие земельных участков из оборота;
2) установленный федеральным законом запрет
на приватизацию земельных участков;
3) факт резервирования земельных участков для
государственных или муниципальных нужд.
Первичным
элементом законодательства является нормативный правовой акт, который
представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных
между собой норм. К ним относятся Конституция Российской Федерации, федеральные
законы (законы), кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства
Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, Конституции, уставы и
иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и
решения местных органов самоуправления.
Во-первых, для понимания структуры законодательства
необходимо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересекающимся
линиям. По одной
|