Введение На смену преклонению перед природно-преобразовательной деятельностью человека приходит более осторожный подход к пер¬спективам преобразования окружающего мира на основе раз¬вития науки и техники. Технологический уклад, связанный с без¬удержным расходом сырьевых и экологических ресурсов планеты, обнаружил свою несостоятельность. Время дешевизны и доступ¬ности естественных ресурсов уходит в прошлое. Создание новых конструктивных решений на базе достижений науки и техники должно быть тесно связано с более строгой оценкой ожидаемого эффекта и экологического прогноза реализации. В современных условиях рыночных отношений разработка строительных горных пород должна базироваться на передовых достижениях науки и производства, внедрении ресурсосберегающих малоотходных природных технологий при комплексном использовании минерального сырья. О том, что в стране уже несколько лет подряд остро встает проблема строительного мусора, объемы которого растут. Примерно количество отходов образуется и в столице и в других крупных городах страны, причем тенденция их роста наблюдается с геометрической прогрессией в стране немало жилых и производственных зданий, подлежащих сносу. Производство и модернизация комплексов по переработке строительных отходов позволяет не только практически полностью решить проблемы утилизации строительного мусора образующегося при: реконструкции железнодорожных путей, платформ, станций и вокзалов; сносе ветхих или находящихся в аварийном состоянии строений, а также сносе зданий при комплексной реконструкции отдельных кварталов; реконструкции аэропортов; ремонте и реконструкции автомобильных дорог и пр., но и наряду с экономией средств затрачиваемых на «сваливание» строительных отходов, принести дополнительную прибыль предприятию при реализации продуктов переработки бетона (вторичного щебня и металлолома). В области развития строительного и до¬рожного машиностроения предусматри¬ваются создание и выпуск систем машин для обеспечения комплексной механиза¬ции и автоматизации работ в промышлен¬ном, жилищном, сельскохозяйственном, гидротехническом и дорожном строитель-стве. Комплексной механизацией назы¬вают такую форму организации работ, при которой все основные и вспомогатель¬ные тяжелые и трудоемкие операции и процессы выполняются с помощью меха¬низмов, машин и оборудования, отвечаю¬щих передовому уровню развития тех¬ники. Структуры комплексной механизации строительства могут быть простые, после¬довательные и комбиниро¬ванные. Характерным для последовательной структуры является ог¬раничение производительности комплекта машин производительностью низшего зве¬на, т. е. элемента с минимальной произ¬водительностью. При комбинированной структуре изменение производительности одного из параллельно соединенных звеньев не влияет на производительность другого. В составе комплектов различают веду¬щие, вспомогательные и резервные маши¬ны. Ведущие машины выполняют техноло¬гически взаимосвязанные операции строи¬тельного процесса, вспомогательные спо¬собствуют выполнению ведущими маши¬нами основных функций и повышению их производительности, резервные предназ¬начены для обеспечения надежности функционирования строительных процес¬сов. Для повышения эффективности приме¬нения комплексной механизации работ в строительстве необходимо постоянно совершенствовать машины и оборудование. Одним из важных направлений повыше¬ния качества строительных машин явля¬ется широкое использование в их конст¬рукциях индивидуального гидро- и элект¬ропривода для исполнительных рабочих механизмов, что обеспечивает возмож¬ность перехода на частичную и комплекс¬ную автоматизацию строительных про¬цессии. Несмотря на высокий уровень комп¬лексной механизации отдельных видов ра¬бот, достигнутая эффективность строи¬тельства в целом отстает еще от запланированных уровней. Научно-технический прогресс в строительном, дорожном и коммунальном машиностроении предусматривает внедрение в производство но¬вых технологических процессов и гибких переналаживаемых систем, механизация и автоматизация, обеспечивающие повышение производительности труда, увеличение объемов производства, улучшение качества продукции, экономию материальных и топ¬ливно-энергетических ресурсов. Выполнение отраслью сложных технических и экономических задач невозможно без надлежащего решения социальных вопросов, связанных с подготовкой кадров, повышением их технического уровня; внедрением прогрессивных форм труда и всемерным улучшением его условий. Технология цивильного, дорожного и аэродромного строительства, рекон¬струкции и эксплуатации дорог и аэродромов предусматривает использование систем машин различного назначения. Проектирование машин развивается на основе широкого использования методов математического, физического и комбинированного моделирования, оптимизации на базе ЭВМ, персональных ЭВМ, систем автоматизированного проектирования (САПР) и научных исследований (АСНИ), обеспечения надежности.
|