1.3 Информационная база финансового анализа
В зависимости от вида экономического анализа различают учетные и
внеучетные источники информации.
Учетные источники информации – бухгалтерская отчетность, статистическая
отчетность, отчетность руководителя унитарного предприятия, нормативы
предприятия.
Внеучетные источники информации – материалы проверок налоговой
инспекции, аудиторской фирмы, материалы собрания трудового коллектива,
материалы печати.
Анализ финансового состояния предполагает предварительную подготовку
информации: сквозная проверка данных, содержащихся в отчетном периоде с помощью
стыковок одних и тех же показателей по различным формам; приведение данных
отчетности к сопоставимому виду;
Обязательно проводят проверку достоверности информации.
Проверку проводят с точки зрения:
- ее увязки в разных формах плана (план по производству продукции
(услуг) с планом ее реализации);
- соответствия предшествующим формам отчета;
- правильности арифметических расчетов (избирательно);
- увязки в разных формах отчетности
(логический контроль);
проводится проверка сводных отчетов и встречные проверки информации.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия
служат:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приказ об учетной политике предприятия;
- отчет руководителя федерального государственного унитарного
предприятия;
- нормативные законодательные акты по вопросам формирования и
использования финансовых ресурсов предприятия.
Информационная ценность бухгалтерской отчетности, несомненно,
повышается, если она была предварительно проверена аудиторской службой. Аудитор
в ходе проверки и по завершении ее обязан проанализировать состояние
бухгалтерского учета, установить соответствие хозяйственно-финансовых операций
действующим законам и подзаконным актам; установить правильность постановки
учета и достоверность бухгалтерской отчетности.
Таким образом, систематический и всесторонний анализ деятельности
предприятия позволит:
1) быстро, качественно и профессионально оценивать результативность
хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных
подразделений;
2) точно и своевременно
находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным
видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
3) определить затраты на
производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо
для разработки ценовой политики предприятия;
4) находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения
прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Исходя
из поставленных задач и имеющейся информационной
|