739. Особенности современной внешней политики Италии
13.08.2009, 16:38
Доклад Тема дипломной работы – особенности современной внешней политики Италии . Актуальность исследования обусловлена тесным взаимодействие в политической сфере современной Италии и России. Традиции эти носят давний характер, но именно ХХ век сделал отношения наших стран достаточно тесными. Италия всегда занимала важное место во внешней политике России. Политические отношения России и Италии часто носили более конструктивный и доверительный характер, чем с другими ведущими государствами Запада. Важным фактором является богатство культурных связей наших стран. Визиты Президента Российской Федерации В.В. Путина в Рим в 2000 и 2002 гг. подтвердили настроенность России на развитие двусторонних отношений. Поэтому понимание основных тенденций и приоритетов итальянской внешней политики может сделать возможным качественное прогнозирование того, какой отклик будет в Италии на те или иные действия на международной арене, какого рода инициативы она сама может выдвинуть. На рубеже столетий в Италии начала происходить перестройка политической системы, сопряженная c коррективами внешнеполитического курса. Усилия итальянской дипломатии в новом веке были направлены на то, чтобы выйти на международную арену в качестве реального генератора безопасности, а не только ее потребителя — пассивного участника блоков и соглашений. Согласно мнению бывшего премьер-министра Италии С. Берлускони, за годы его правления «Италия стала одним из главных действующих лиц мировой политики» . Министр иностранных дел Ф. Фраттини опубликовал книгу, посвященную внешней политике Италии. Данная книга была рассчитана на относительно широкий круг читателей и носила довольно красноречивое название: «Меняем курс!». В одном из интервью министр заявил, что «Италия больше не толчет воду в ступе, а принимает решения» и при этом «Италия является авангардом в разрешении кризисов и в Европе, и в Средиземноморье, и в Персидском заливе». Правительство «Дома Свобод», как и сменивший его левоцентристский кабинет коалиции «Союз» во главе с Р. Проди, уделяли присутствию на Ближнем Востоке первостепенное значение. Основным лейтмотивом ближневосточной политики обоих итальянских кабинетов стало стремление сделать Италию неотъемлемым субъектом принятия решений в рамках многостороннего диалога по разрешению ближневосточной проблематики. Учитывая отсутствие комплексного и подробного анализа внешнеполитической деятельности правительства Италии в регионе Ближнего Востока и Средиземноморья в начале XXI в., мы поставили целью своего исследования охарактеризовать характер, тенденции и перспективы эволюции участия Италии в политических, военных, социально-экономических и иных региональных и субрегиональных процессах Ближнего Востока и Средиземноморья в исследуемый период. В качестве хронологических рамок исследования был взят период от прихода к власти коалиции «Дом Свобод» во главе с С. Берлускони (май 2001 г.) до настоящего времени. Цель работы – охарактеризовать особенности современной внешней политики Италии. Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены особенности формирования внешнеполитического курса Италии, проанализирована внешняя политика Италии на современном этапе, изучены взаимоотношения Италии и России. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. При написании диплома были получены следующие выводы. Италия выражает непосредственную заинтересованность в возможности в той или иной мере участвовать в контроле над положением дел в столь важном для нее регионе Средиземноморья и Ближнего Востока, в том числе и потому, что любые конфликты здесь чреваты для нее крайне нежелательным увеличением миграционных потоков. Кроме того, Италия серьезным образом заинтересована в экономическом развитии средиземноморских стран и в постепенной торгово-финансовой интеграции их с ЕС. Внешняя политика Италии традиционно носит экономическую окраску, в ней преобладает прагматизм и стремление к открытому торговому и гуманитарному сотрудничеству со всеми возможными сторонами. Правительство Проди в целом продолжило прежний экономический и финансовый курс, направленный на вступление в Европейский валютно-финансовый союз. В области внешней политики правительство Проди стремилось, в частности, развивать отношения со странами Центральной и Восточной Европы. В рамках «новой восточной политики» министра иностранных дел Ламберто Дини укреплялись экономические, политические и военные связи со Словенией и Венгрией. Однако посылка Италией 2,5-тысячного армейского контингента в Албанию после произошедшего там весной 1997 народного восстания чуть было не привела к правительственному кризису, поскольку ПКВ отказалась поддержать этот шаг. Правительственная коалиция неоднократно оказывалась на грани развала, прежде всего, из-за участия Италии в военных действиях НАТО против Югославии весной 1999. Противники войны, в том числе из правительственного лагеря, ссылались на антивоенную статью конституции республики. Фигура Берлускони и его правительство наталкиваются на известный скептицизм правящих кругов европейских стран, а высказывания членов кабинета, часто не соответствующие принципам «политической корректности», нередко шокируют политических лидеров Европы. С другой стороны, отношения с США укрепились, благодаря поддержке Берлускони американо-английской войны против Ирака весной 2003. Рим осознает, что без участия в миротворческом процессе на Ближнем Востоке он не сможет в полной мере воспользоваться правом на участие в разделе политических и экономических сфер влияния внутри стран региона. В начале XXI в. Рим значительно расширил это участие, увеличив общее число итальянского миротворческого контингента в несколько раз. Таким образом, внутриполитические проблемы и не принимаемая многими в ЕС политическая ориентация коалиции С. Берлускони привели к контрпродуктивному управлению внешней политикой страны, что в силу важности исламской тематики крайне негативно сказалось на имидже Италии среди неевропейских стран Средиземноморья. В итоге в конце 2001 – первой половине 2002 г. наиболее активным сторонником сотрудничества и интеграции в Средиземноморье оказалось не итальянское правительство, а президент Чампи, который выступил с концепцией «межкультурного диалога» между Западом и исламом в регионе. В начале XXI в. у власти в Италии оказалась новая политическая сила. Правительству коалиции «Дом Свобод» во главе с С. Берлускони досталось решение нелегкой задачи: сформировать обновленную стратегию итальянского государства в условиях формирующегося глобального миропорядка. Период шестимесячного председательства Италии в ЕС в 2003 г. характеризовался стремлениями усилить позиции Европы на Ближнем Востоке. На фоне процессов расширения сфер влияния Евросоюза и разных точек зрения, имеющихся у членов ЕС относительно данных процессов, свою роль итальянское государство видело в качестве поборника взаимопонимания между Европой, тяготеющей к северо-восточной направлености, и Европой, склонной смотреть на юг. В начале нового века дипломатический кризис вокруг войны в Ираке явился ударом по монолитной идеологии НАТО и спровоцировал разногласия внутри Европы относительно поддержки или оппозиции антииракской кампании. Правительство С. Берлускони попыталось использовать для укрепления влияния Италии в региональных и мировых процессах участие в антииракской кампании, в подходящий исторический момент встав на защиту «трансатлантического единства». Однако трудности в кампании в Ираке, в частности гибель итальянских солдат, рост террористических акций (захват заложников и др.), существенно снизили популярность правительства «Дома Свобод». Кроме того, в своей европейской политике Италия, дистанцировавшись от стран «европейского ядра», неизбежно потеряла часть былого влияния и доверия в этом лагере. Смена правительства после выборов в апреле 2006 г. и начало правления левоцентристской коалиции во главе с Р. Проди внесло четкие изменения во внешнеполитическую ориентацию Рима. Левоцентристский блок, который возглавил Р. Проди, выступил за отличный от предшественника подход: 1) назад к балансу между двумя берегами Атлантики, 2) назад к мультилатерализму (многосторонней дипломатии), более активной и кооперативной роли ЕС, 3) назад к более внимательному и взвешенному отношению к Ближнему Востоку. В настоящее время среди приоритетных задач внешней политики Италии в регионе Ближнего Востока и Средиземноморья можно назвать следующие: 1) посильное снижение напряженности в арабо-израильском конфликте, установление «холодного мира» между арабскими странами и Израилем; 2) приближение и ускорение политической, экономической и социальной модернизации в странах региона; 3) содействие религиозно-культурному диалогу исламского и западного миров (что в определенной и значительной степени перекликается с концепцией «диалога цивилизаций», одним из ведущих апологетов и пропагандистов которой является экс-президент Ирана М. Хатами); 4) установление нового «нефтяного порядка», который был бы способен обеспечить наиболее эффективное распределение и потребление нефтяных ресурсов и капитала. Здесь же можно отметить такую задачу, как внедрение и поощрение использования альтернативных источников энергии, прежде всего, в целях защиты окружающей среды; 5) вовлечение агентств стран Южного Средиземноморья в экономику Евросоюза. Судя по всему, будущее итальянских интересов в Средиземноморье и на Ближнем Востоке во многом будет зависеть от ряда переменных, к которым относятся такие факторы, как: 1) внутриполитическая ситуация в Ираке; 2) амбиции и потенциал регионального лидерства стран внутри исследуемого региона (сюда прежде всего можно отнести Иран и Турцию, а также в некоторой степени Сирию и Египет); 3) последствия дальнейшего расширения Европейского союза (здесь уместно упомянуть региональную