Глава 1. Сущность и особенности бюджетного
планирования на уровне муниципального образования
1.1 Теоретические и правовые основы
исследования бюджетного планирования в процессе управления муниципальным
образованием
Бюджет порожден фактом существования государства, без которого
современное государство функционировать не может. Для успешного решения
социально-экономических задач необходимо иметь четкое представление о самом
понятии "бюджет", принципах построения бюджетной системы страны,
системе межбюджетных отношений, структуре доходов и расходов бюджетов разных
уровней, методике их формирования и организации исполнения, приоритетных
направлениях бюджетной политики государства.
Бюджет образует центральное звено системы финансов и выражает
основные её качественные признаки. Бюджет представляет собой систему
императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется
бюджетный фонд, но только эта система -
более узкая по сравнению с системой финансов. В экономической литературе термин
«бюджет» содержит различные по своей природе понятия[1]:
форма
образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов
власти;
основной
централизованный фонд денежных средств;
основной
финансовый план государства;
совокупность
денежных отношений как финансовый регулятор.
С другой стороны, в «Толковом словаре современных бюджетных
терминов» даны иные определения:
1. Бюджет – общее название термина, обозначающего расчетную и
ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период
времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению
индивидуальным или коллективным субъектом.
2. Государственный бюджет – система определенных
денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами
власти, по поводу перераспределения части национального богатства для
образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств
государства.
Принимая во внимание определяющую роль бюджета в
социально-экономическом развитии страны, очень важно определить сущность
бюджета как объективной экономической категории. Правовая трактовка
бюджета - узкая, не претендующая на
раскрытие совокупности отношений в процессе формирования и использования
бюджетных фондов.
Трудности в определении сущности бюджета связаны с тем, что данный
термин в одном случае выражает совокупность особых сфер финансовых отношений,
обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда
страны, а с другой – отражает форму практического использования бюджетных
отношений, законодательное оформление соответствующего финансового документа и
поэтому относится к надстроечным отношениям.
Бюджет как система денежных отношений выражен количественно в
бюджетном плане, т.е. рассматривается, утверждается и исполняется именно
бюджетный план – важный финансовый документ государства. В процессе исполнения
бюджетного плана образуется и используется бюджетный фонд – основной
централизованный денежный фонд государства.
Бюджет играет важную экономическую и социальную роль в
воспроизводственном процессе. Финансируя приоритетные отрасли народного
хозяйства страны, государство влияет на перераспределение национального дохода
между отраслями. Направляя бюджетные средства в учреждения социальной сферы,
государство способствует воспроизводству рабочей силы. Через бюджет
перераспределяются доходы между федеральным уровнем, субъектами Российской Федерации и
муниципальными образованиями.
Сущность государственного бюджета как экономической категории
проявляется в его функциях. Вопрос о количестве и назначении функций бюджета в
отечественной финансовой науке на современном этапе остается дискуссионным.
Бюджет выполняет следующие функции:
1) образование бюджетного фонда (доходы);
|