1 Теоретические основы анализа конъюнктуры
регниональных рынков
1.1 Сущность и основные характеристика
регионального рынка и его конъюнктуры
Изучение конъюнктуры рынка
- это систематический и объективный сбор и анализ данных о
сегменте рынка деятельности, конкурентах и/или в целом о предпринимательском
климате, осуществляемый с целью добиться его более глубокого понимания. В
процессе изучения конъюнктуры рынка вам могут понадобиться самые разнообразные
данные и факты, часто между собой не связанные, а также другая полезная информация, которой администрация
предприятия будет руководствоваться при принятии решений. Изучение конъюнктуры
рынка не делается раз и навсегда, а осуществляется постоянно.
Конъюнктура товарного рынка - временная экономическая ситуация,
характеризующаяся совокупностью признаков, выражающих состояние рынка товаров в
определенный момент времени. К этим признакам относятся:
- изменения во внутренней и внешней торговле;
- динамика производства и строительства;
- движение товарных запасов;
- динамика цен;
- численность занятых и безработных;
- динамика издержек производства;
- денежные доходы населения и др.
Основная цель изучения конъюнктуры рынка — установить, в
какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на
его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее
удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать
имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры
предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и
сбытом товаров.
Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает
использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание
ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру
рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей,
характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру
розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и
розничной торговле.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения
состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного
характера дальнейшего его развития по крайне мере на один-два квартала, но
не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей
конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность
заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов,
устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.
По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры является
краткосрочным прогнозом. Специфика его заключается в том, что точность
краткосрочных прогнозов повышается по сравнению с годовыми, снижает эту
точность.
Задачи при изучении конъюнктуры рынка:
1. В
определенный промежуток времени отобрать из источников информации конкретные и
самые последние сведения по всему рынку, а именно выявить всех конкурентов,
изучить ассортимент выпускаемой продукции, изучить политику ценообразования,
определить круг лиц, для которых ваша фирма будет выпускать продукцию, и другие
показатели.
2. Систематизировать
эти показатели.
3. Установить
силу и масштабы воздействия соответствующих конъюнктуро-образующих факторов, их
взаимосвязь и взаимообусловленность и направленность действия.
4. Выявить
активность взаимодействия этих факторов в ближайшей перспективе для разработки
прогноза.
Анализ
конъюнктуры рынка включает в себя изучение двух взаимосвязанных блоков —общехозяйственной
конъюнктуры и
|