Понятие «трудовой
потенциал» возникло в научной литературе 80-х годов XX века как новая
экономическая категория. Это было вызвано потребностями практики и связано с
поиском новых потенциальных возможностей для ускорения темпов экономического
роста, являлось закономерным результатом развития понятий «рабочая сила» и
«трудовые ресурсы».
В широком смысле
«потенциал» (от лат. potentia – сила) толкуется как «средства, запасы,
источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в
действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана,
решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в
определенной области».
Потенциал объединяет в
себе три уровня связей времени и пространства, функционирующих в единстве. Во-первых,
он характеризует прошлое, поскольку воплощает в себе накопленные системой характеристики,
позволяющие ей функционировать. Во-вторых, отражает настоящее, т. е. реально
используемые или неиспользуемые имеющиеся способности. В-третьих, потенциал
направлен на будущее, т. е. постоянно изменяется, развивается, накапливает
новые способности, характеристики, включая элементы будущего развития.
Категория «потенциал»
носит общенаучный характер: она используется в математике, физике, технике,
биологии, химии, экономике, социологии и других отраслях знаний. В
экономической литературе данное понятие стало появляться еще в 20-е гг. XX в.
при разработке проблемы комплексной оценки уровня развития производительных сил.
Понятие «трудовой
потенциал» стало активно фигурировать в научных публикациях начала 1980-х
годов. Вопросы формирования и использования трудового потенциала обсуждались не
только экономистами, но и демографами, философами, социологами и специалистами
в других областях знаний. Вследствие этого появилось большое количество точек
зрения на толкование новой экономической категории.
Определение «трудового
потенциала» являлось одним из основных дискуссионных вопросов в 1980-е гг. Эти дискуссии
способствовали углублению конкретно-экономического анализа трудового потенциала
общества и заложили основы перехода к детальному изучению трудовых ресурсов по
демографическим, экономическим, социальным признакам, профессиональным,
региональным группам, другим структурным различиям. Проблеме трудового
потенциала посвящены книги А.С. Панкратова «Управление воспроизводством трудового
потенциала» (М., 1988), Р.П. Колосовой «Трудовой потенциал промышленности» (М.,
1987), Н.А. Иванова, Ю.Г. Одегова, К.Л. Андреева «Трудовой потенциал
промышленного предприятия» (Саранск, 1988) и др.
Выделяют два основных
подхода к пониманию категории «трудовой потенциал региона»:
- ресурсный;
- факторный.
В рамках ресурсного подхода трудовой потенциал региона практически отождествляется
с его трудовыми ресурсами. По мнению Л.И. Абалкина, потенциал представляет
собой собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.
Такого подхода придерживаются В.Г Костаков и А.А. Попов, которые рассматривают трудовой
потенциал как «соответствующие трудовые ресурсы в единстве их количественных и
качественных сторон», причем количественной основой полагается население
трудоспособного возраста, а качественной – его половозрастная структура,
уровень образования, профессиональная подготовка и мобильность. Подобный подход
можно видеть в исследованиях Г.П. Сергеевой и Л.С. Чижовой. На их взгляд,
«трудовой потенциал – это те ресурсы труда, котор
|