Правовое регулирование отношений местного самоуправления
осуществляется в Российской Федерации правовыми актами различного уровня. При
этом разграничение полномочий между уровнями правового регулирования зависит: во-первых,
от характера самих муниципальных отношений; во-вторых, от принципов
разграничения компетенции между Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными
образованиями.
Муниципальное правоотношение, как и всякое другое правоотношение, -
это урегулированное правом общественное отношение, представляющее собой
правовую связь между субъектами, порождающую их взаимные права и обязанности.
Основания возникновения, изменения или прекращения муниципальных правоотношений
устанавливаются нормами, содержащимися не только в актах органов
государственной власти, но и в актах органов местного самоуправления.
Рассматриваемые правоотношения довольно разнообразны по своему
содержанию, по субъектному составу и иным основаниям.
Так, авторы классического учебника муниципального права О.Е.
Кутафин и В.И. Фадеев выделяют три группы отношений, охватываемых предметом
муниципального права. Во-первых, это отношения, возникающие в процессе
решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами
своей воли (отношения, возникающие в связи с проведением местного референдума,
схода, выборов и иных форм непосредственного волеизъявления граждан). Во-вторых,
отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного
самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами
муниципального хозяйства, формированием и исполнением местного бюджета, а также
иной их деятельностью в различных сферах местной жизни, направленной на
обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение
других вопросов местного значения, включая и вопросы организации работы
муниципальной службы. В-третьих, отношения, возникающие в процессе
реализации органами местного самоуправления отдельных государственных
полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, а также в
процессе организации и исполнения органами местного самоуправления
законодательных и правовых актов федеральных органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов Федерации.
Эти же авторы подразделяют муниципально-правовые отношения с учетом
их содержания на: а) отношения, связанные с организацией местного
самоуправления; б) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по
непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований; в)
отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного
самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.
И наконец, дается классификация отношений в зависимости от их
субъектного состава: а) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное
образование; б) отношения, в которых одним из субъектов выступает население
муниципального образования; в) отношения, в которых одной из сторон является
орган или должностное лицо местного самоуправления.
Приводятся в литературе и иные основания классификации
муниципальных правоотношений. Так, Е.С. Шугрина
называет шесть групп отношений, возникающих в процессе реализации населением
права на местное самоуправление.
Иногда классификация муниципальных правоотношений дается исходя из
материального содержания правоотношений, возникающих в процессе осуществления
местного самоуправления.
Думается, что такое нагромождение классификаций не способствует
детальному изучению самих муниципальных правоотношений. Деление муниципальных
правоотношений на виды должно соответствовать предмету регулирующей их отрасли
права. Исходя из того, что предметом муниципального права являются отношения,
возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления,
очевидно, что все отношения местного самоуправ
|