ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
1.1. Понятие и значение инноваций в
социально-экономическом
развитии общества
Современный этап развития
науки, техники, экономики и всего общества характеризуется наличием огромных
объемов накопленных знаний. Их прирост, сначала неравномерный, компенсировался
дифференциацией наук, выделением их конкретных областей с четкой специализацией
и направленностью. Однако, проникновение новых знаний во все сферы деятельности
человека привело к тому, что даже в узких тематических областях к настоящему
времени принято и в том или ином виде реализовано огромное количество решений,
используется множество различных по значимости и глубине методик; циркулируют
колоссальные потоки информации.
Создалась парадоксальная
ситуация: с одной стороны, отдельный индивидуум не в состоянии охватить всю
массу существующих знаний, с другой же стороны, человечество постоянно их
пополняет в расширяющемся объеме и со все большей скоростью. При этом возникла
потребность управления творческим потенциалом создателей новых знаний,
нацеленного на ускорение их реализации, на повышение эффективности связи науки
и практики.
В настоящее время
проблемы управления процессами создания новых знаний, творческим потенциалом,
освоением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений
необыкновенно обострились, что и обусловило появление нового направления в
традиционном менеджменте -инновационного менеджмента.
Под инновацией
(нововведением) отдельные авторы подразумевают объект, внедренный в
производство в результате проведенного научного исследования или сделанного
открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация
характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими
качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.
Понятие «инновация»
применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в
организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах,
к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих
условия для такой экономии.
Понятие «инновация»
(«нововведение») происходит от английского слова innovation, что в полном
переводе означает «введение новаций» (новшеств). Под новшеством понимается
новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление и
т.п.
В настоящее
время термин «инновация» с научной точки зрения, является универсальным и не
имеет однозначной экономической трактовки.
Ввел понятие «инновации» в 30-е годы XX столетия австрийский ученый Й.
Шумпетер, трактуя его как изменение экономического процесса с
целью внедрения и использования новых видов товаров, производственных и
транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В современных
научных источниках ряд авторов, например, Д.В. Соколов, А.Б. Титов, М.М.
Шабанова, под инновацией (нововведением) понимают итоговый результат создания и
освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства
(новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд
эффектов (экономический, научно-технический, социальный,
экологический).
Ю.П. Морозов
под инновациями в широком смысле понимает прибыльное использование новаций в
виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и
социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого
или иного характера.
А.И. Пригожий считает, что нововведение сводится к
развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения,
диффузии на других объектах. М. Хучек отмечает в «словаре польского языка»
инновация означает внедрение чего-либо нового
Бердникова Т.Б. Механизмы инновационной политики. -
М., ИНФРА-М, 2008. – С. 10.
Бердникова Т.Б. Механизмы инновационной политики. -
М., ИНФРА-М, 2008. – С. 12.
Бердникова Т.Б. Механизмы инновационной политики. -
М., ИНФРА-М, 2008. – С. 18..
|