Современная конкуренция
выглядит на поверхности явлений, прежде всего, как принадлежность рыночного
хозяйства. Рыночная интерпретация конкурентного соперничества между различными
субъектами бизнеса выражается в определении конкуренции как рыночной
конкуренции. Сторонники термина рыночная конкуренция, конечно, вынуждены
постоянно признавать, что на рынке, т.е. в сфере непосредственного обмена
деятельностью и результатами деятельности, может проявляться лишь то, что
содержится, прежде всего, в сфере деятельности по созданию разнообразных благ и
услуг. Поэтому рыночная конкуренция справедливо трактуется как атрибут не
столько рынка как такового, сколько – рыночной экономики в целом, хотя и
соотносится непосредственно именно с борьбой на рынке.
Несмотря на значительное
количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в
понимании категории «конкурентоспособность».
Конкуренция выступает как
одна из наиболее важных тенденций функционирования и развития экономики.
Глубинные истоки конкуренции в экономике содержатся в принципиальной
невозможности полного совпадения интересов субъектов бизнеса на фоне
относительной ограниченности материальных и духовных благ и невозможности
обеспечения равенства в доступе каждого из экономических субъектов к этим
благам.
Экономические субъекты
преследуют в своей деятельности разнообразные цели, которые мо гут быть сведены
в три группы:
− стремление к сохранению и
приумножению своего материального и нематериального богатства;
− максимизация доходов от любой формы
деловой деятельности;
− перманентное повышение степени
личной/корпоративной конкурентоспособности.
Перечисленные выше цели
проявляются в виде целевых установок, которые принимают на себя конкуренты –
субъекты бизнеса. Конкурентными являются любые разновидности бизнеса вне
зависимости от содержания и характера конкретных деловых отношений между
субъектами бизнеса.
Стремясь реализовать
указанные цели, конкуренты непременно в той или иной форме бросают вызов
окружению, поскольку, добиваясь поставленных целей, они вольно или невольно
пытаются навязать другим субъектам бизнеса свои деловые интересы. Огромное
многообразие конкурирующих между собой субъектов бизнеса порождает обстановку
перманентного столкновения деловых интересов конкурентов. В ходе таких
столкновений возможны временные соглашения субъектов бизнеса в целях
совместного противостояния другим конкурентам, но такие соглашения никогда не
приводят к полному преодолению противоречий между их жизненно важными деловыми
интересами.
Все вышеизложенное
позволяет определить конкуренцию как общеэкономическую категорию, исторические
рамки применения которой очень сложно очертить из-за отсутствия очевидных
исторических границ бизнеса, развития деловых отношений и деловой деятельности.
Поэтому исторические рамки конкуренции полностью соответствуют историческим
рамкам экономики как таковой – там, где есть экономика, обязательно встречаются
признаки конкуренции.
Общеизвестно, что
потребительский спрос, равно, как и партнерские предпочтения имеют
дифференцированный характер. Не все товары пользуются одинаковым спросом, и не
все субъекты бизнеса вызывают одинаковый интерес в качестве возможных партнеров
по сделке. Холодильники, телевизоры, посудомоечные машины, пылесосы, другие
предметы личного потребления обладают разными техническими и эксплуатационными
характеристиками, дизайном, габаритами. Точно так же все субъекты
предпринимательского бизнеса имеют разные достижения и показатели
профессиональной и деловой деятельности.
Отдавая предпочтение товарам и услугам в процессе их приобретения,
потребители, делают это в ущерб другим товарам и услугам. Заключая сделку со
вполне определенными компаниями, субъекты бизнеса отдают им предпочтение по
сравнению с другими компаниями и, тем самым, выделяют их из общего ряда
вероятных партнеров по бизнесу. И товары, приобретаемые покупателями, и
компании, приглашаемые к партнерству, выделяются из общего ряда, поскольку они
оказываются лучше других, соответственно, товаров и компаний и, следовательно,
обладают
|