Как
экономическая категория занятость — это совокупность отношений по поводу
участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд,
степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных
потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С
этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда [19, с. 123].
В Законе
«О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как
общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и
общественных потребностей, приносящая, как правило, заработок (трудовой доход)
[1]. Эта характеристика занятости выражает как
социально-экономическое, так и правовое содержание.
Занятость
— это термин, характеризующий состояние человека, включенного в общественно
полезную деятельность, связанную с удовлетворением его личных и общественных
потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как
правило, заработок (трудовой доход). В число занятых включаются лица обоего
пола старше 16 лет, а также младших возрастов, которые выполняют работу по
найму за вознаграждение.
Под занятостью понимается численность
взрослого трудоспособного населения, обеспеченного работой. Та часть взрослого
трудоспособного населения которая не имеет и ищет роботу, образует безработицу.
[9, с. 43].
Рассмотрев
указанные определения занятости определим занятость как занятость
трудоспособного населении общественно полезно деятельность, связанной с
удовлетворением личных и общественных потребностей, получающая за выполненный
труд заработок.
Занятость
общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного
населения: работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся
предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой;
занятые в подсобных промыслах; выполняющие работы по гражданско-правовым
договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов
(артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие
очный курс обучения в общеобразовательных и других образовательных учреждениях;
временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением
квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными
причинами.
Проблема
занятости — это общеэкономическая проблема, решение которой возможно лишь в
рамках общей государственной программы, где показатель занятости должен
фигурировать наравне с общепринятым критерием экономической эффективности.
Именно социальные показатели, в том числе характеризующие безработицу, должны
стать критериями успешности проведения экономических реформ [2, с. 91].
В целях
оптимизации рынка труда государство регулирует взаимоотношения между
работниками и работодателями по вопросам занятости, независимо от форм
собственности и хозяйствования. Так, оказывается содействие в подборе
подходящей работы, правовая защита от необоснованного отказа в приеме на
работу, действуют гарантии занятости для особо нуждающихся в социальной защите
путем установления квот приема на работу, обучения по специальным программам,
реализации программ занятости, введения особых режимов труда и отдыха.
Законодательно
установлена поддержка неконкурентоспособных граждан: молодежи, лиц
предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, инвалидов, женщин,
беженцев, бывших заключенных.
В
динамике численности занятых и безработных с 1998 года наблюдается снижение
регистрируемой безработицы и увеличение занятости (если не брать показатели
первого квартала 2009 года, где произошло резкое увеличение безработицы) [2, с. 92]. Причинами этого являются:
проведение мероприятий по содействию занятости, а также пересмотр условий
регистрации граждан в качестве безработных, изменение форм материальной
поддержки безработным и др. С другой стороны, несмотря на рост производства,
существует острая нехватка кадров на фоне дисбаланса между спросом на рабочую
силу и ее предложением. Это объясняется нестабильностью предложения рабочих
мест и их качеством — как показывает анализ, в банке вакансий доминируют
низкоквалифицированные рабочие специальности, адресованные мужчинам.
Государственное
регулирование целесообразно рассматривать как воздействие на три уровня рынка:
макроуровень, региональный и микроуровень.
На
макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны
решать следующие задачи [19, с. 139]:
I. Согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной,
внешнеэкономической политики с системой целей регулирования рынка труда. К
данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и
закупках продукции, в первую очередь оборонного, экологического и социального
назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, кредитах и
налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в
приоритетных отраслях. Государственная поддержка развития фермерства,
индивидуального и среднего бизнеса, постприватизационная поддержка предприятий,
организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для
занятости также входит в число задач этого блока. Особая задача - регулирование
внешнеэкономических связей в интересах занятости (ограничение оттока капиталов
и стимулирование их притока должны улучшить инвестиционный климат, создать
предпосылки для развития системы рабочих мест, поддержки экспорта, поддержания
курса рубля на уровне, стимулирующего
|