В условиях модернизации
российской экономики формируются новые закономерности и особенности
функционирования хозяйственного комплекса страны на различных уровнях
управления, возрастает внимание к исследованию современного состояния, а также
возможных направлений и тенденций будущего развития
административно-территориальных и муниципальных образований.
В литературных источниках
термин «территория» рассматривается с разной степенью детализации. Так, в
узком смысле «территория» понимается как «земельное пространство с
определенными границами»; в
более широком – как «ограниченная часть твердой поверхности земли с ее
природными, людскими ресурсами, ландшафтами и другими признаками».
Представляется, что необходимость членения территории на части обусловлена ее
неоднородностью, чрезмерной величиной, экономико-географическими,
природно-климатическими и другими особенностями, которые затрудняют ее научное
и практическое изучение, а также организацию и координацию экономической деятельности.
Согласно приведенной выше
формулировке к «территориям» можно отнести такие таксономические категории,
встречающиеся в экономической литературе, как «регион» (субъект РФ) и
«муниципальное образование». Россия как федеративное государство включает в
свой состав 83 самостоятельных административно-территориальных образования
(субъекта РФ). Каждое из них, в свою очередь, состоит из муниципальных
образований. В соответствии с действующим законодательством, под «муниципальным
образованием» понимается городское или сельское поселение, муниципальный район,
городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
В управлении
социально-экономическим развитием РФ выделяются государственный (федеральный и
региональный) и муниципальный уровни. Государственное и муниципальное
управление имеют отличительные особенности прежде всего в том, что
осуществляются на различных уровнях организации власти, различаются целями,
задачами, субъектами и объектами управления, функциями, полномочиями, управленческими
технологиями и процедурами. Государственное управление характеризуется широкими
полномочиями и предусматривает практическую деятельность органов
государственной власти по организующему воздействию со стороны специальных
субъектов права на общественные отношения. В его рамках реализуются функции
управления в различных сферах жизнедеятельности общества (политической,
экономической, социальной).
Муниципальное управление
отличается более узкими полномочиями, так как управленческое воздействие распространяется
на население, проживающее на территории определенного муниципального
образования, опирается на права, обязанности и ответственность органов власти
местного самоуправления. Последнее осуществляется в пределах муниципальных
образований, располагающих муниципальной собственностью, местным бюджетом и
выборными органами местного самоуправления.
Муниципальное управление
активно взаимодействует с государственным по вопросам, сочетающим интересы
страны в целом, отдельных регионов (субъектов РФ) и конкретных муниципальных
образований. В ведении муниципального образования находятся вопросы местного значения (проблемы
обеспечения жизнедеятельности населения, отнесенные федеральным и региональным
законодательством к предметам ведения местного самоуправления), а также
отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного
самоуправления.
Таким образом, в муниципальном управлении проявляется симбиоз функций,
реализация которых обусловлена особенностями местного самоуправления, которое имеет
как собственные, так и переданные государством полномочия. В целом,
муниципальное управление можно охарактеризовать, с одной стороны, как
деятельность властных структур, направленную на удовлетворение общественных
интересов, осущест
Коломийченко О.В., Рохчин
В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология,
организация. - С-Пб.: Наука, 2012. – С. 74.
Веденеев Б.П. Муниципальное
хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и
статистика, 2012. – С. 102.
|