Глава 1. Теоретические аспекты муниципального
управления сферой образования Российской
Федерации
1.1. Теоретические основы управления сферой образования
Управление - это воздействие
на систему с целью ее упорядочения, сохранения качественной специфики,
совершенствования и развития.
Под
образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в
интересах личности, общества и государства, который сопровождается
констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных
уровней (образовательных цензов).
Образование - это жизненно важная сфера
социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества
задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования
имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время
потребителем ее продукта.
Образование является одним из факторов, обеспечивающих
развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него
негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и
экономического порядка.
В современных условиях перед человечеством встала проблема
обеспечения устойчивого развития цивилизации в условиях существенных изменений
среды обитания, особая роль в решении данной проблемы отводится образованию.
Значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей
ролью организационных и информационных технологий при снижении роли
материального производства, образование становится важнейшим фактором,
обеспечивающим развитие общества.
Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы
государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных
знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в
профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и
результатов производственной деятельности.
Право
на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан
России. Сейчас каждый третий - около 50 млн. россиян - учится или повышает свою
квалификацию.
Особенностью системы образования как отрасли
народного хозяйства является наличие у нее значительной нерыночной
составляющей. Нерыночный сектор в образовании обеспечивает поддержание
социально-экономической стабильности, социального прогресса, удовлетворение
потребности в таком жизненном благе, как образование.
Но наряду с этим, в условиях отсутствия какой-либо
серьезной конкуренции в нерыночном секторе образовательной системы, ей
становится характерна такая негативная сторона, как ограниченность основных
видов ресурсов и невозможность их привлечения в достаточном объеме. В этой
связи система образования сегодня рассматривается с позиций наиболее
эффективных инвестиций в будущее благосостояние общества - инвестиций в
человеческий капитал.
В
«Международной стандартной классификации образования (МСКО)», под образованием понимается
организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение.
При
этом процесс коммуникации - это взаимоотношения между двумя и более лицами,
включая передачу информации (сообщений, идей, знаний, стратегий и т. д.). Под
обучением понимается любая перемена в поведении, информации, знаниях,
взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках, а чтобы
считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться
просто к физическому росту, взрослению или общей специализации. Образование как
организованный процесс должно планироваться в соответствии с определенной
моделью или в определенной последовательности с четко обозначенными или
подразумеваемыми целями. Будучи устойчивым, образование предполагает, что в любом
элементе этого процесса есть признаки продолжительности и непрерывности.
Элементы
образовательной системы:
- Образовательные институты (образовательные
учреждения; другие социальные структуры, выполняющие образовательную функцию),
обладающие определенными ресурсами (организационными, дидактическими,
методическими, информационными, интеллектуальными, материальными, финансовыми,
человеческими), необходим
|