Понимание инновации в нашей стране весьма
ограничено. До сих пор используется определение, данное в «Концепции
инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы», одобренной
постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. В нём сказано:
«Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности,
получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта,
реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического
процесса, используемого в практической деятельности».
При этом забывается очень важная деталь.
Инновации проявляются не только как новые продукты, услуги или технологические
процессы, но также охватывают стратегии и бизнес–модели, обеспечивающие
осознанные преимущества (финансовые, потребительские, социальные и т.п.). Так,
например, в основном методическом документе в области инноваций – Руководстве
ОСЛО уже в 2005 году выделялось четыре главных типа инноваций – продуктовые,
процессные, маркетинговые и организационные.
Для инноваций уровня предприятий создана классификация
по инновациям. Инновации подразделяются на внутренние (технологии, продукта,
услуги, маркетинга, бизнес модели, повышения ценности, операций и ресурсов),
внешние (опыта, разработки, бренда, сети), инновации поставки (клиенты,
особенности, модели продаж, оценка стоимости и запуск), инновации стратегии
(открытые, скрытые и Х–фактор).
В последние годы произошел качественный скачок в
понимании значения инноваций. Инновации воспринимаются как средство ускоренного
развития сложных систем не только в масштабе предприятий, но и отраслей и
регионов.
Более того, инновации становятся индикатором
развития общества в различных сферах в масштабах страны.
Увеличивается сфера восприятия и назначения
инноваций в развитии общества, в том числе в социально–экономической сфере. В
настоящее время инновации воспринимаются как мощный фактор и эффективный рычаг
развития и саморазвития общества и его отдельных сфер деятельности в условиях
мирового системного кризиса.
Современное комплексное понимание инноваций и их
взаимодействия может сыграть очень важную роль для управления инновационной
деятельностью в нашей стране. Инновациями пронизана все наша действительность.
Трудно представить современный мир без таких инновационных продуктов как
персональный компьютер, телевизор, мобильный телефон, интернет, электронная
коммерция, как инновации в сфере услуг. Конвейерное производство или обогащения
урана как примеры инноваций по процессам или таких прочно вошедших в нашу жизнь
инноваций в сфере управленческих процессов, таких как франчайзинг, аутсортинг,
логистика и т.д.
Инновационный проект – форма целевого управления
инновационной деятельностью, процессом осуществления инноваций.
По уровню принятия решений инновационные проекты
в России различаются на Федеральные (межгосударственные), Президентские
инновационные проекты, основные задания которых могут включаться в региональные
научно–технические программы; отраслевые (межотраслевые) инновационные проекты,
задания которых могут включаться в планы министерств и ведомств РФ; отраслевые
(межотраслевые) инновационные проекты. И конечно, на всех уровнях успешная
реализация инновационных проектов является условием динамичного развития,
процветания и получения конкурентных преимуществ.
Инновационный процесс объединяет науку, технику, экономику,
предпринимательство и управление с целью достижения нового. Он разворачивается
от зарождения идеи до ее коммерческой реализации. Существуют различные формы
управления инновациями. При этом государство призвано осуществлят
|