1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЕДЕНИЮ
ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ РЕШЕНИЕ
Проблема общественной
опасности очевидным образом связана с проблемой противоправности как признака
преступления. В уголовно-правовой
литературе не только на постсоветском пространстве, но и в других странах, в
частности в ФРГ, проблема общественной опасности исследуется много лет и до сих
пор вызывает острые дискуссии. Споры ведутся относительно самой необходимости
применять понятие «общественная опасность», соотношения общественной опасности
и материальной стороны преступления, функций общественной опасности как
признака преступления, свойств деяния и деятеля, в которых может или не может
проявляться общественная опасность, например в ее соотношении с малозначительностью
деяния. При
этом важно подчеркнуть, что возможность разрешения этих споров осложняется
происходящими социальными изменениями. Характеристика общественной опасности
преступлений меняется при изменении экономической системы общества,
политических процессов, происходящих в нем, и, наконец, под влиянием изменений
в сфере морали и нравственности. Ниже будет рассмотрена часть поставленных
вопросов.
Программирующее
воздействие (функции) признака общественной опасности. Общественная опасность
преступления в структуре уголовно-правовой оценки деяния выполняет несколько
функций: а) образует собой конституирующий признак преступления, отражающий его
материальную природу; б) демонстрирует и легитимирует обоснованность
привлечения к уголовной ответственности; в) выступает в качестве критерия -
меры тяжести наказания. Общественная опасность суммой этих функций образует
нижнюю границу опасного деяния, которое в соответствии с ч. 2 ст. 2 УК РФ может
быть признано преступлением. В итоге на уровне уголовной политики общественная
опасность легитимирует действие уголовного закона, ограничивая его
действительно необходимыми случаями и позволяя избежать формализма, не имеющего
материально-правовых предпосылок.
К сожалению, эти и,
возможно, иные функции признака общественной опасности неполно раскрываются в
теории уголовного права и, что гораздо важнее, недостаточно реализуются в
правоприменительной практике. Практически вопросы об оценке общественной
опасности деяния ставятся при разграничении преступлений и административных
правонарушений либо при предположении о малозначительности деяния,
отождествляемой, как правило, с характером преступных последствий или с
интенсивностью деяния, прежде всего выраженной в размере вреда. Между тем
многие деяния, особенно содержащие признаки, предусмотренные главами о
преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина, о
преступлениях в сфере экономической деятельности и других в силу их новизны и
недостаточной определенности предписаний особенно нуждаются в оценке их
общественной опасности.
Иной подход является
недостаточным и может исказить правоприменительную практику. Общественная
опасность деяния представляет собой обязательный материальный признак
преступления, столь же необходимый для признания деяния преступлением, как и
признак противоправности. Наличие этого признака должно быть доказано
обвинением. Так, ссылки на нарушение процедурных норм, на действия «в нарушение
правил», «незаконность получения кредита» или еще чего-либо обосновывают лишь
противоправность деяния, но оставляют открытым вопрос о его общественной
опасности. Это положение может показаться самоочевидным. Однако на практике, во
всяком случае в Российской Федерации, нередки случаи, когда правоприменители не
характеризуют общественную опасность признаками закона, а лишь предполагают ее.
Тогда общественная опасность только предполагается как следствие признания
противоправности того или иного деяния.
Кажется необходимым во
избежание уголовно-правовых ошибок более прагматично подходить к признаку общественной
опасности, уделяя ему гораздо большее внимание как в сфере правотворчества, так
и в процессе уголовно-правовой оценки (квалификации) деяния.
|