При переходе к рыночным реформам в 1991 - 1992 гг.
большая часть финансового потенциала государственного страхования была
уничтожена начавшейся инфляцией. Государственная монополия в области
страхования была практически снята принятием в мае 1988 г. союзного Закона
«О кооперации в СССР», который предусматривал, что кооперативы могут создавать
собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок
и виды страхования. Создаваемые страховые кооперативы и общества активно
занялись страхованием во всех секторах складывающегося рынка.
Особенность формирования российского страхового рынка
в этот момент - массовое появление компаний, не связанных ранее со
страхованием. Активный приток капитала со стороны объясняется весьма
либеральными условиями учреждения страховых компаний и заниженными требованиями
к их финансовым возможностям. Процессы приватизации играли здесь гораздо
меньшую роль, чем в других отраслях.
В 1992 г. произошло акционирование Госстраха РСФСР и
его преобразование в Российскую государственную страховую компанию
(Росгосстрах), 100% акций которой принадлежали государству. Росгосстрах стал
правопреемником имущественных прав и обязанностей Правления государственного
страхования Российской Федерации.
При переходе к рыночным методам управления экономикой
потребность в страховании резко возросла, создавая основу для быстрого развития
страхового рынка. В настоящее время спрос на страховую защиту имеют три главных
субъекта.
Первый - это негосударственный сектор
хозяйства с естественной потребностью в страховании в силу своей незащищенности
и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку.
Второй субъект спроса - все те, кто связан
с приватизацией жилищного фонда, реформой жилищно-коммунального хозяйства,
развитием индивидуального жилищного строительства и ростом благосостояния
определенной части населения.
Третий субъект спроса на страховую защиту -
это широкие массы населения. Гарантии, предоставляемые системой
государственного социального страхования, оказались значительно ниже планки
жизненного уровня. Государство сняло с себя обязанность постоянной опеки над
своими гражданами, предоставляя им невиданную ранее свободу действий. В этих
условиях неизбежно возрастает потребность в различных формах личного и
имущественного страхования, гарантирующих поддержку семьи в трудное для нее
время, материальное обеспечение в старости, предоставление качественных
медицинских услуг и многое другое.
Подытожим все сказанное.
На протяжении примерно 5000 лет страхование
эволюционировало из:
- эпизодического в регулярное;
- разрозненного, обособленного в
общественное - национальное и международное;
- некоммерческого в преимущественно
коммерческое.
Эта эволюция была тесно связана с процессом перехода
человечества от нетоварного хозяйства к преимущественно товарному.
Исторические документы свидетельствуют, что первичные
формы страховых отношений зародились примерно 3000 лет до н. э. Первоначально
этими формами были временные (одноразовые) союзы и организации на основе устных
соглашений, которые не предусматривали
в качестве основной цели извлечение прибыли из этих соглашений и распределение
ее между участниками соглашений. То есть это были некоммерческие
соглашения с основной целью защиты
имущественных интересов участников от случайных опасностей за счет
совместно созданного фонда, заранее оговоренного, для денежной или натуральной
компенсации убытков на основе взаимности.
Эту цель преследовали все организационные формы
страховых соглашений, в том числе становившиеся постепенно постоянными, на
протяжении двух этапов некоммерческого типа страхования - рабовладельческого и
феодального.
Отсутствие в качестве основной цели производства и присвоения прибыли участниками соглашения
органически вытекало из ряда обстоятельств. Во-первых, в эпохи рабовладения и феодализма экономика
преимущественно была нетоварной, поэтому все блага в вещной и невещной (услуги)
формах производились не для продажи на рынке, а для собственного потребления
внутри про
|