1.1. Стратегия и ее роль в
управлении финансовыми структурами
В теории управления
присутствуют различные подходы к пониманию термина «стратегия». Изначально
наибольшее распространение получило определение стратегии как управленческого
плана достижения долгосрочных целей организации.
Данный подход, однако, основывается на полной предсказуемости изменений в
окружающей среде. Очевидно, что в условиях современного динамичного рынка такой
подход является устаревшим, так как он не учитывает не только угрозы изменений
во внешней среде, но и содержащиеся в них возможности.
Другой, более современный
взгляд на понятие стратегии определяет ее как долгосрочное, качественно определенное
направление развития организации, которое в итоге приводит организацию к
достижению поставленных целей.
Такой подход понимания стратегии исключает применение строго установленного
алгоритма действий. Согласно ему, стратегия должна иметь достаточную гибкость
для внесения в нее коррективов в процессе формирования и реализации.
Таким образом, стратегия
банка состоит из двух частей: постоянная (основные положения и миссия) и
динамически обновляемая. Динамически обновляемая составляющая стратегии банка
представляет собой совокупность взаимозависимых стратегий второго порядка,
которые чувствительны к изменению окружающей среды.
Стратегия отличается от
миссии или концепции тем, что включает в себя практичную концепцию и конкретные
меры по ее реализации. Итогами правильного выбора и эффективной реализации
стратегии должны являться долгосрочная устойчивость и развитие компании
посредством создания или укрепления конкурентных преимуществ.
Процесс разработки
стратегического плана можно разделить на следующие этапы:
1) Определение миссии. Миссия - основополагающий приоритет бизнеса
банка, обеспечивающий ему конкурентные преимущества.
2) Выбор стратегических целей. Стратегические цели - долгосрочные
и, как правило, капиталоемкие цели банка, призванные обеспечить реализацию
миссии.
Основными требованиями,
предъявляемыми к стратегическим целям, являются:
- реалистичность;
- конкретность;
- измеримость;
- установление четкого графика реализации;
- системность и совместимость;
3) Оценка возможностей и угроз;
4) Выбор стратегии рыночного поведения. Данный этап является одним
из решающих в процессе стратегического управления. Посредством стратегии
рыночного поведения организация выбирает ту модель, согласно которой она
собирается строить отношения с контрагентами, действующими на рынке (клиенты,
конкуренты, регулятор и т.д.).
Возможные варианты
стратегии:
Стратегия роста,
направленная на быстрое развитие организации с использованием агрессивной
конкурентной стратегии.
Стратегия сокращения,
имеющая в своей основе пассивную конкурентную стратегию. Целями данной
стратегии являются постепенный уход с рынка или уменьшение обслуживаемого
сегмента.
Стратегия умеренного
роста, предполагающая сравнительно медленный и, следовательно, менее рисковый
рост посредством наступательной конкурентной стратегии.
Для крупного банка,
действующего на нескольких региональных или прочих рынках, возможно сочетание
указанных стратегий в виде их отдельного применения для того или иного продукта
или рынка;
5) Внесение коррективов в
стратегию организации. К числу основных угроз стратегического управления
относится отсутствие гибкости, или, говоря иными словами, недостаточное
внимание к изменениям во
|