В концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020
г. здравоохранение входит в число приоритетных
направлений стратегического партнерства государства, бизнес-структур и
институтов гражданского общества. Это важнейшее требование к системе
здравоохранение, которое позволит
России выйти на
уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые
требования к системе здравоохранения.
В России растет ценность здоровья в системе приоритетов
общества, возникают новые
медицинские и социальные технологии, связанные
с изменениями в демографической структуре населения. Благодаря развитию медицинских
технологий существенно повышаются
возможности реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные
успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах.
Однако, система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность
государственных гарантий медицинской помощи, ее
доступность и высокое
качество[54].
Медицинские учреждения
в России сталкиваются с
многочисленными трудностями как социально-экономического, культурного плана,
так и управленческого характера и т.д.
Медицинские учреждения в
России сталкиваются в настоящее время с многочисленными трудностями как
социально-экономического, культурного плана, так и управленческого характера.
По мнению большинства
исследователей и практикующих специалистов, нынешнее состояние российской
системы охраны здоровья населения и здравоохранения может быть оценено как кризисное.
Обостряются проблемы доступности и качества медицинской помощи, снижаются
показатели здоровья населения и смертности. Неблагополучное состояние этой
сферы грозит перерасти в серьезную социальную проблему.
Причины
кризисного состояния многослойны, и для их устранения необходимо проведение
комплексного реформирования всего российского здравоохранения, включая систему
мероприятий по модернизации и диверсификации экономики здравоохранения в целом
и обеспечению эффективности и результативности деятельности каждого
медицинского учреждения в частности. Точечные финансовые вливания не помогут
решить накопившиеся проблемы. Именно поэтому одной из важнейших управленческих задач
сегодня становится эффективное использование ограниченных финансовых,
материальных и других ресурсов здравоохранения в условиях выраженной
конкуренции за обладание ими.
Как
показал предыдущий опыт попыток реформирования российской системы
здравоохранения, вкладывать ограниченные ресурсы с целью повышения
эффективности ее функционирования, а тем более, для обеспечения ее
экстенсивного развития, вообще неактуально. Целесообразно, скорее,
сконцентрировать усилия и средства на восстановлении ее управляемости, а уже в
дальнейшем перейти к повышению эффективности работы учреждений здравоохранения [17,
c. 81].
Указанные
и многие другие факторы определяют необходимость принятия самых разных решений
с целью повышения эффективности системы здравоохранения. Только при выполнении
этого условия можно надеяться на успешное внедрение инновационных технологий
лечения, обеспечивающих реализацию главной цели реформирования здравоохранения –
повышение качества и доступности медицинских услуг населению России. Именно
через призму высказанных положений попытаемся рассмотреть весь комплекс
проблем, накопившихся в российской системе здравоохранения.
По
оценкам, общая социально-демографическая цена реформ составила 650 млн. лет
человеческой жизни. «Коэффициент жизнестойкости россиян составляет 1,4, в то
время как 2 балла являются пороговым значением, указывающим на необходимость
срочных мероприятий по оптимизации всей системы здравоохранения: в сфере
экономики, экологии, медицины, образования и других социальных институтов» [17,
c. 81].
Специалисты
характеризуют состояние здравоохранения как самое худшее в
социально-экономической сфере нашей страны. По уровню экономического развития и
реальных доходов населения среди 210 стран мира Россия занимает 55-е место, по
образованию - 30-е, а по продолжительности жизни и уровню смертности - 105-е место,
в том числе мужчин - 140-е, по здравоохранению - 130-е. Если по основным
экономическим показателям Россия вплотную подошла к границе развитых стран, то
по показателям здоровья и здравоохранения мы уступаем большинству развивающихся
стран, которые отстают от нас по уровню развития, и находимся среди группы
слаборазвитых, бедных стран. Даже в Индии, где уровень экономического развития
в 5 раз ниже, чем в России, продолжительность жизни мужчин выше показателей
нашей страны, а смертность ниже. В настоящее время только в России из всех
стран мира мужчины живут на 12 лет меньше женщин, а в трудоспособном возрасте
их умирает в 4 раза больше, чем женщин. Средняя продолжительность жизни в
развитых странах составляет 78-82 года, а в России 67,5 года [17, c. 83].
Приведем
данные по смертности населения в России в сравнении с показателями развитых и развивающихся
стран (рис. 1). В России в 2009
г. смертность населения составила около 2 млн. чел.
Рис. 1. Смертность населения России, развитых и
развивающихся стран на 1000 чел. в 2011 г. [53]
В нашей стране идет самый высокий процесс
депопуляции населения, т.е. его вымирания, когда смертность превышает
рождаемость на 363,5 тыс. чел., или 2,6 на
|