Рыночная экономика открыла новый этап в развитии
банковского дела. Особую актуальность в условиях рынка
приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в
нашей стране, ее практическая реализация. Решение поставленной задачи
возможно лишь на основе изучения практического осмысления функционирования
банков и внедрения наиболее прогрессивных, рациональных форм и методов работы
на практике. В последние годы идет бурный процесс формирования
финансовых рынков - денежного рынка и рынка
капиталов. Выполнение банковских операций с широкой клиентурой -
важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира,
имеющих развитую кредитную систему. Известно, что ведущие
коммерческие банки России стремятся выполнять
широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою
доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно
иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление
банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка,
использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам
[32, с. 48].
Эффективная гибкая система банковских операций с широкой клиентурой может
и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение
приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на
формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Конкуренция на рынке
банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики
банковского обслуживания. Наряду с выполнением
традиционных банковских услуг населению - привлечением средств в
депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания
населения - современные банковские институты в нашей стране начинают выполнять
также электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов,
валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые,
информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.
Значение активизации роли банков, обслуживающих население, состоит в
том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту,
наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском
обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц,
расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости
[32, с. 48].
Для банка и его клиентов (юридических
и физических лиц) очень важно знать значение понятий «банковские
операции», «банковские продукты»
и «банковские
услуги».
Банковские операции представляют
собой технологическую сторону деятельности банка, то есть это в основном
технические, экономико-статистические, финансово-кредитные, бухгалтерские и
другие приёмы, способы, используемые при создании банковских продуктов. Таким
образом, банковские операции - закрытый перечень операций, право совершения
которых принадлежит кредитным организациям на исключительной основе [32, с.
49]. В соответствии с Федеральным
законом «О банках и банковской деятельности» от 19 июня 2001г. № 82-ФЗ (с изм.
от 23.07.2010 № 181 - ФЗ) к банковским операциям относят:
- привлечение
денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на
определенный срок);
- размещение
указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
- открытие и ведение
банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление
расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе
банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных
документов и кассовое обслуживание
физических и юридических лиц;
- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
|