ГЛАВА
1. Теоретические основы формирования и реализации городских целевых комплексных
программ
1.1 Понятие о целевых программах, их роль и
место
Организационный формой целеполагания являются
комплексные целевые программы и проекты, которые позволяют соотнести
целеполагание, точнее определить их иерархию с учетом имеющихся ресурсов,
выделить приоритетные из них и направить их реализацию на достижение главной,
или генеральной, цели.
Понятие программа близко к понятию проект. Поэтому
нередко программно-целевое управление называют управлением по проекту. Однако
синонимичное употребление этих терминов обоснованно тогда, когда речь идет о
крупном проекте, имеющем, как правило, национальное значение. В этих случаях
складывается целая отрасль научного знания — система управления проектами, в
рамках которой изучаются основы управления проектированием, создание модели
управления проектом, фазы его разработки и реализации, ресурсного и кадрового
обеспечения и т. п.
В собственно же программно-целевом управлении проект
выступает как структурный элемент крупномасштабной программы национального
характера. Он конкретизирует программу, содержит более подробный перечень и
характер работ, необходимых для достижения цели.
Задачи руководителя программы состоят в том, чтобы
получить возможно больше самых разнообразных проектов, содержащих различные
пути и средства достижения конечной цели, выбрать наиболее эффективные из них,
которые в рамках имеющихся ресурсов ведут к цели наикратчайшим путем.
Существуют технологии отбора эффективных проектов (экспертные, конкурсные и
др.).
Программы очень многообразны по характеру, цели,
объему, времени и другим признакам. Общегосударственные — это программы
достижения крупных общенациональных целей, которые зачастую охватывают все
сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой,
налоговой, социальной, духовной, международной).
Функциональные — это многоотраслевые программы, ориентированные
на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение
общенациональной задачи усилиями ряда отраслей (развитие, например,
топливно-энергетической базы, атомной энергетики, оборонного или строительного
комплекса и т. п.).
Региональные и муниципальные программы разрабатываются
в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.
В свою очередь, каждая из типов программ содержит
подтипы, различающиеся по определенным признакам, связанным с целями, объемом,
глубиной преобразований, уровнями, на которых программа разрабатывается. Так, к
примеру, территориального типа программы могут разрабатываться и осуществляться
на следующих уровнях:
первый уровень — комплексное использование отдельных
природных ресурсов территории, вовлекаемых в народнохозяйственный оборот; этот
уровень предполагает создание комбинированных производств на базе одного вида
природных ресурсов;
второй уровень — комплексное использование нескольких
видов сопутствующих природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот
одновременно; на этом уровне решаются внутритерриториальные межотраслевые
проблемы;
третий уровень — комплексное развитие хозяйства в
рамках биоэкономических систем; на этом уровне используется окружающая среда
при условии поддержания ее заданного качественного состояния; здесь важно
обеспечение взаимосвязи производства и биосферы;
четвертый уровень — комплексное развитие
социально-экономической системы, обеспечивающее единство производства,
воспроизводства населения и улучшения условий его жизни, воспроизводства
природных условий;
пятый уровень — комплексный учет развития данного
региона с решением проблем освоения других соседних регионов, с решением
крупномасштабных и долгосрочных народнохозяйственных проблем.
Особое место в их числе занимают научно-технические
программы. Как и любые другие комплексные программы, они содержат совокупность
мероприятий, предусматривающих достижение определенных целей (научные открытия,
создание новых образцов техники, новых технологий и т. д.).
В комплексной научной программе должны содержаться
ответы на вопросы:
— какова главная цель программы;
— кто, каким путем, и в какие сроки будет ее
реализовывать;
— какие ресурсы требуются для реализации программы, и
каковы источники их поступлений;
— кто, где, когда и как именно будет использовать
результаты реализованной комплексной программы.
Следует отметить, что ответ на последнюю группу
вопросов не менее важен, нежели выполнение самой программы.
Общими чертами всех программ, независимо от их
содержания, объема и т. д., являются:
— их направленность на цель, на конечный результат,
подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы,
конечной цели, конечному результату, будь то результат хозяйственный,
политический, научно-технический и т. д.;
— наличие в программе системы не только
количественных, но и качественных показателей, поскольку далеко не все
запрограммированные социальные цели и конечные результаты могут быть выражены
количественно, поддаются стоимостной оценке;
— объединение в определенных организационных рамках
под общим руководством и управлением всех организаций
|