Под действием
образовательного законодательства понимается его правовое воздействие на
общественные отношения для достижения совокупности знаний, умений, навыков,
ценностных установок, опыта деятельности и компетенций в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а также
общества и государства. Реализацией норм образовательного права признается их
претворение в жизнь, воплощение предписаний законодательства путем правомерного
поведения субъектов образовательных общественных отношений. Все органы
государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации, граждане,
их объединения и другие субъекты права должны участвовать в реализации
образовательного законодательства.
Таким образом, понятие
«действие образовательного законодательства» шире, чем понятие «реализация
образовательного законодательства», поскольку помимо правового регулирования
соответствующих общественных отношений предполагает и другие средства
воздействия на них - информационные, психологические, религиозные и др.
Реализация образовательного законодательства означает одновременно его
действие.
Нормы права сами по себе
не действуют, как, например, не действует автоматически право граждан на высшее
профессиональное образование.
В зависимости от
характера действий субъектов общественных отношений, степени их активности
различают четыре формы реализации образовательного законодательства: 1)
соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4)
применение.
Соблюдение
образовательного законодательства означает воздержание субъекта от совершения
действий, запрещенных правовыми нормами. В ч.
2 ст. 15 Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ)
закрепляется обязанность органов власти и других субъектов «соблюдать
Конституцию Российской Федерации и законы». В данной форме реализуются главным
образом запреты (ограничивать права граждан по признакам социальной, расовой,
национальной, языковой или религиозной принадлежности; использовать
антигуманные, а также опасные для жизни или здоровья обучающихся методы
обучения; ограничивать свободу выбора формы получения образования; иметь при
себе и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники в местах
проведения ЕГЭ; вести образовательную деятельность в представительствах
образовательного учреждения; привлекать обучающихся образовательных учреждений
без согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) к труду, не
предусмотренному образовательной программой, и др.). Нарушение запретов в
зависимости от конкретных обстоятельств влечет юридическую ответственность, вид
которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения. Так,
образовательные учреждения несут административную ответственность за нарушения
законодательства об образовании, и к ним, в частности, могут быть применены
следующие меры административного характера: приостановление действия лицензии;
изменение аккредитационного статуса; аннулирование лицензии; прекращение
деятельности.
Исполнение
образовательного законодательства предполагает активные действия по выполнению
субъектом возложенных на него обязанностей. Исполнение нормоположений -
осуществление обязываний, предписывающих совершение определенных действий. В
этой форме реализуются обязывающие нормы образовательного законодательства
(например, организация-работодатель обязана предоставить дополнительный
15-дневный отпуск без сохранения заработной платы лицу, допущенному к
вступительным испытаниям в вуз; вуз обязан ознакомить абитуриента с лицензией,
а также со свидетельством о государственной аккредитации; студенты обязаны
овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий,
предусмотренных учебным планом и образовательными программами, соблюдать устав
вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития; научно-педагогические
работники вуза обязаны обеспечивать высокую эффективность педагогического и
научного процессов, соблюдать устав вуза, развивать у обучающихся
самостоятельность, инициативу, творческие способности, систематически
заниматься повышением своей квалификации и др.).
Использование образовательного законодательства выражается в
осуществлении возможностей, предоставленных правовыми нормами, т.е.
добровольном совершении субъектами образовательно-правовых отношений
правомерных действий, направленных на
Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445.
|