Глава 1. Особенности управления
спортивно-оздоровительными учреждениями
1.1 Методы организации
спортивно-оздоровительных услуг
Физическое и душевное здоровье нации является чрезвычайно важным
элементом экономической и политической жизни общества, значимым компонентом
мировоззренческой и идеологической позиций, приоритетов и поведения людей.
Позитивное здоровье нации благотворно сказывается на культуре, образовании,
здравоохранении, науке; в здоровом обществе эти сферы процветают. И, напротив,
в нездоровом обществе процветают преступность, наркомания, алкоголизм;
происходят стагнация и распад культуры и образования, притупляются самосознание
и гордость за свой народ, развивается своеобразный комплекс неполноценности и
ущербности нации. В мировоззрении и ментальности здоровой нации превалирует
энтузиазм и оптимизм, вера в собственную значимость и благоприятные
перспективы. Нарушения в общественном здоровье порождают пессимизм и
безысходность, они деструктивно воздействуют на дух народа.
Состояние здоровья нации непосредственным образом сказывается на
экономике: с одной стороны, нарушения в общественном здоровье ведут к
колоссальным хозяйственным потерям, с другой стороны, неэффективная экономика
придает кумулятивные импульсы негативным явлениям – вначале развиваются
первичные признаки деградации – пьянство, преступность, наркомания, а затем в
процесс включаются вторичные факторы – растет количество психических и
сердечно-сосудистых заболеваний, самоубийств, происходит нарастание количества
инвалидов по здоровью и инвалидов с детства. Растет число невыходов на работу.
Проявляется и целый ряд других негативных факторов.
Сегодня установлено, что здоровье человека зависит не только от его
физического состояния, но и от целого ряда внешних и внутренних факторов, к
которым можно отнести нервно-эмоциональную нагрузку, стрессы, питание,
экологическую обстановку, образ жизни, социальное положение и др. Возникает
необходимость организации отдыха, что и призваны обеспечивать
спортивно-оздоровительные услуги.
Значительную часть спортивно-оздоровительных услуг составляют услуги
физической культуры и спорта, другую – косметические (SPA, массаж и пр.) (услуги этого рода
определяют возможность рассмотрение услуг данной сферы как культурной
деятельности). Кроме того, деятельность в сфере спортивно-оздоровительных услуг
связана с такими сферами деятельности как административная, хозяйственная,
медицинская, научная, в том числе психология, педагогика, социология,
биофизика, биохимия и др. Все это требует определения роли и места
спортивно-оздоровительных услуг в социальной рыночной экономике [15, c. 32].
Одной из самых важных и решающих причин быстрого развития
спортивно-оздоровительных услуг как области культуры современного общества было
введение физического воспитания в программы школьного образования. Пионерская
заслуга в этом принадлежит ректору колледжа г. Регби в Англии Томасу Арнольду
(1755–1842). Суть его реформы школьного воспитания состояла в том, чтобы
старшие и более сильные подростки были не глумливыми тиранами младших и слабых,
а их покровителями и наставниками. Арнольд считал, что этого возможно достичь
посредством спортивных состязаний, исходя из того, что лучшие в играх и
состязаниях, как правило, являются лидерами молодежных групп, внутри которых
обычно соблюдаются дисциплина и определенные правила чести. Отсюда и его
педагогический принцип: через игру и спортивные состязания – к воспитанию и
учебе.
Развитие спортивно-оздоровительных услуг в первую очередь связано с
развитием спорта. Рождение элитных клубов как сфер общения в 30-х годах ХIХ века привлекает внимание
прессы, спортивные события начинают систематически отражаться на страницах газет
в культурной хронике наряду с театральными премьерами и т.п. Невозможность
попасть в элитные клубы способствовало возникновению другой формы спорта –
профессионального, который по сей день оказывает значительное влияние на
спортивно-оздоровительных сферу.
Для
выделения экономических функций спортивно-оздоровительной деятельности,
необходимо обосновать наличие в ней рыночных отношений. Рыночные отношения
оказывают влияние на все стороны жизни современного общества, обусловливая
реализацию шести основных функций рынка: посреднической; ценообразующей;
информационной; регулирующей
|