Глава 1. Теоретические основы процесса
учета продажи товаров и его особенности
1.1 Экономическая сущность процесса продажи
товаров
Главным источником формирования валового дохода предприятия является
выручка от реализации продукции (работ, услуг).
Реализация продукции – завершающая стадия кругооборота средств
предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его
функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция,
отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя,
в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей
финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств,
поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги.
Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и
учитываются отдельно.
«Выручка от реализации продукции означает завершение
производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных
средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную
форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует
воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном
отношении. С количественной стороны дается представление об объемах
производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона
проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят
своих потребителей.»[1]
Прибыль – важнейший экономический показатель эффективности
деятельности организации. В изменении суммы прибыли проявляются все стороны
деятельности организации:
-
снижение или увеличение объемов производства и
продаж товаров, продукции, работ, услуг;
-
эффективное или неэффективное использование
ресурсов, которыми располагает организация (материальных, трудовых, основных
фондов и др.);
-
ценовая политика на рынках сбыта в борьбе с
конкурентами;
-
эффективность финансовых операций (с денежными
средствами, ценными бумагами);
-
эффективность сделок с имуществом;
-
эффективность участия в деятельности других
организаций;
-
эффективность управления дебиторской
задолженностью;
-
наличие или отсутствие убытков от
бесхозяйственности (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров с
контрагентами; возмещение убытков, причиненных другим организациям, и т.д.)[2].
Себестоимость продукции – это выраженные в денежном измерении
расходы предприятия (за определенный период времени на изготовление продукции,
находящейся на различных стадиях готовности: в незавершенном производстве, на
складе готовой продукции, отгруженной в данном периоде покупателю. Различают
общую себестоимость продукции и себестоимость единицы продукции. Чем выше
производственные затраты, тем выше себестоимость. Себестоимость – это расходы
на простое воспроизводство, текущие расходы конкретного производителя.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в
результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или)
возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за
исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Затраты
– это выраженная в денежном измерении стоимость каких-либо ресурсов
(материальных, трудовых, финансовых), использованных на обеспечение процесса
расширенного воспроизводства. В отличие от общего понятия «издержек» (кроме
издержек обращения) понятие «затрат» относится прежде всего не к поглощающим
объектам, а к поглощающим ресурсам. Понятие «затраты» шире, чем понятие
«себестоимость», которая представляет собой затраты на простое воспроизводство,
текущие расходы конкретного производителя. Затраты увеличивают стоимость
определенного вида активов (например, незавершенного производства). При этом
или уменьшается
|