Основанная в 1871 г.
Германская империя – первое национальное государство объединенных немцев – с
самого начала обладала статусом полной государственности, включая и центральную
исполнительную власть. В Германской империи был также сохранен принцип
монархического союза: наряду с бундесратом (федеральным советом) при германском
рейхстаге – народном представительстве – был создан Имперский совет, который
представлял монархии отдельных государств и городагосударства и полномочия
которого выходили далеко за пределы законодательной деятельности.
Когда с основанием немецкой империи без участия Австрии завершилось австро-прусское
противостояние в пользу Пруссии, значительное преобладание последней стало
главным бременем, давившим на федеральный порядок. Уже только в территориальном
составе и численности населения империи доля Пруссии превышала 60%. В
особенности же прусское господство выражалось в двойном статусе прусского
короля как императора Германии. Кроме того, обычно одному и тому же лицу
предназначались посты прусского премьер-министра и имперского канцлера.
В то же время сращивание
имперской и прусской исполнительной власти только и держало империю в состоянии
управляемости, так как лишь таким образом можно было устранить опасность
возникновения неразрешимых противоречий между империей и господствовавшим в ней
государством. К концу XIX в. устойчивая тенденция к унитаризму возвысила
значение империи над федерализмом. Ей уступали по политической влиятельности
все отдельные государства, включая Пруссию. На законодательную деятельность
воздействовало то обстоятельство, что все меньшим становилось влияние
бундесрата, тогда как в главный политический институт превращался германский
рейхстаг в качестве органа общенародного представительства.
Коренное изменение в
федеральный порядок внесла Веймарская конституция. Прежняя федеральная структура
не была сохранена после того, как в 1918 г. не только императора, но и монархов
отдельных государств вынудили отречься от престола. Палата земель (бундесрат) и
Имперский совет по необходимости смирились с солидной утратой полномочий,
сохранив лишь соучастие в управлении государством.
Ввиду того что
центральная власть обладала много большими полномочиями по сравнению с
отдельными государствами, Веймарская республика считается децентрализованным
единым государством.
Националсоциалисты
положили конец не только парламентаризму и демократии, но и федерализму. Земли
были «унифицированы».
Все суверенные права сосредоточивались в центре. В конце Второй мировой
войны (1945 г.) централизованное нацистское государство потерпело поражение от
оккупировавших его держав. Последние рассматривали федеральный порядок как
эффективный
Friedrich, Manfred. Geschichtliche Grundlagen
des deutschen Föderalismus, в: Hartmann, Jьrgen
(Hg.). Handbuch der deutschen Bundesländer, 1994. S. 19–32.
|