Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕММ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1. Экономическая сущность и содержание систем логистики и их значимость для функционирования
монобрендовой сети
В последние годы в сфере товарного обращения ряда
стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали
использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на
концепции логистики. Интерес к проблемам развития логистики в промышленно
развитых странах связан прежде всего с причинами экономического характера. В
условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и
микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения,
внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации
рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.
Логистика (от греческого слова «logistike», что
означает искусство вычислять, рассуждать) – это наука о планировании,
организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и
информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника
до конечного потребителя. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в
науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято
считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал
такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он
утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг
вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места
дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что
некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как
военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.
Логистика стала активно применяться в период второй
мировой войны, и, прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на
европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной
промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило
своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками
вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых
количествах. Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу
эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие
методы прикладной математики (исследование операций, математическая
оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из
военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась
как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных
ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.
Таким образом, возникшие в странах с рыночной
экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи
интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы
увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее
хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления
научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.
В предпринимательской деятельности, экономической и
научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных
направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным
подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями,
которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.
Другое направление характеризующееся более широким подходом: кроме управления
товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и
потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а
также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения,
можно рекомендовать для внедрения в практику Предприятия. В рамках отмеченного
подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Анализируя их,
нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика.
Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и
оперативно-финансовые аспекты.
Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают
предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как «совокупность
различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами
необходимого количества продукции в установленное время и в установленном
месте, в котором существует конкр
|