741. Страхование транспортных средств и грузов в России на примере страховой организации «Ингосстрах»
13.08.2009, 16:12
Доклад Предлагаемая вашему вниманию дипломная работа написана на тему «Страхование транспортных средств и грузов в России». В условиях реформирования постсоветской системы народного хозяйства страхование относится к специальному и довольно сложному сектору экономики. Для страхового рынка сегодня характерны: широкий спектр видов страхования, элементы конкуренции, обширный круг законодательных, нормативно-правовых положений и требований, разнообразие правил и условий страхования; новые взаимоотношения с иностранными страховыми компаниями; особая система государственного контроля за деятельностью страховщиков и др. Как и вся экономическая система, страхование находится в стадии реформирования. Это развивающаяся отрасль, которая опирается на огромный, практически не освоенный рынок, имеющий большое будущее. Основанием для такого прогноза является то, что во многих цивилизованных странах мира страховые компании по мощности и размерам концентрируемого в них капитала равны банкам и являются важной отраслью финансового сектора экономики. Перспективная роль страхования в современной экономике обусловлена и выполняемой им функцией финансового стабилизатора развития, который, с одной стороны, позволяет субъектам экономики компенсировать ущербы вследствие страховых случаев, а с другой - накапливать финансовые ресурсы для их инвестирования в науку, туризм, другие сферы хозяйственной деятельности. К сожалению, у большинства населения нашей страны, включая студентов, коммерсантов, предпринимателей и другие категории граждан, до сих пор сохранилось стереотипное представление о роли, месте и принципах страхования, сложившееся до его демонополизации. Многие считают, что государство все еще несет ответственность за деятельность страховых компаний, регулирует ее, определяет правила и условия страхования. В результате многие настоящие или потенциальные потребители страховых услуг часто оказываются недостаточно подготовленными к тому, с кем и как правильно заключить договор, какой страховой компании и какому виду страхования отдать предпочтение, в чем состоят права и обязанности страховщика и страхователя, в каких случаях первый обязан возместить второму ущерб (произвести страховую выплату), а в каких нет и многое другое. Сегодня страхование грузов определяется участниками страхового рынка как одно из весьма перспективных направлений. Однако, несмотря на последовательный рост объема премий по этому виду страхования в течение уже долгого времени, сегодня рано говорить о прозрачной рыночной картине и о наличии эффективных механизмов в отечественном страховании грузов. Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы дипломного исследования, целью которого является анализ практики страхования транспортных средств и грузов в ОСАО «Ингосстрах» и разработка предложений по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: 1. раскрыта сущность страховой деятельности; 2. показаны особенности и проблемы страхования транспортных средств и грузов в России; 3. проведен анализ деятельности ОСАО «Ингосстрах» и практики страхования транспортных средств и грузов в страховании компании; 4. разработаны предложения по повышению эффективности договоров по страхованию транспортных средств и грузов в компании и определена их экономическая эффективность. Таким образом, объектом данного исследования является ОСАО «Ингосстрах», предметом – практика страхования транспортных средств и грузов в анализируемой компании. Дипломная работа написана на 80 листах и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы. В современных условиях страховые организации занимаются не только страховой деятельностью, но и инвестиционно-финансовой, используя для этого временно свободные средства из страховых резервов и других накоплений. Вследствие этого денежный оборот страховой организации более сложен, чем у других коммерческих структур. Основной доход страховых организаций образуется за счет страховых платежей (взносов страхователей). Помимо основных статей получения доходов от страховых платежей, инвестиционных и банковских вложений страховая организация может иметь доходы от спонсорства, менеджмента (по рисковым операциям), за счет консультаций, обучения кадров и др. Деятельность страховой организации в условиях рынка предполагает не только возмещение страховых ущербов и своих издержек на ведение дела, но и получение прибыли. В страховании термин "прибыль" применяется условно, так как страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат страховой деятельности, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты страхователей. Основным источником получения прибыли для страховой организации большинства цивилизованных стран является не сбор страховых платежей, а инвестиционная деятельность, которая проводится путем вложения части временно свободных средств резервного страхового фонда в прибыльные научно-технические проекты, коммерческие сделки, ценные бумаги, государственные краткосрочные облигации, на депозиты и др. Классификация гражданско-правового страхования может быть построена исходя из ряда признаков. Среди них можно назвать следующие: 1) форма проведения страховых операций; 2) объект страхования; 3) методы расчета тарифных ставок и формирования страховых резервов; 4) характер страховых рисков; 5) группы страхователей; 6) срок страхования; 7) число застрахованных лиц; 8) порядок заключения договоров страхования. Страхование грузов является одним из наиболее подверженных мошенническим действиям и завышенным претензиям видов страхования. Особенностями этого вида страхования являются: - большие страховые возмещения; - значительная протяженность маршрута следования застрахованного груза; - наступление страхового случая в отдаленных от страховщика местах, в связи с чем возникают сложности выезда и его проверки; - сложность контроля отправления застрахованного груза в количестве и качестве, указываемом страхователем; - большое количество лиц, вовлеченных в процесс перевозки; - техническая и правовая специфика процесса грузовых перевозок и др. Под транспортными обязательствами в литературе обычно понимаются гражданско-правовые обязательства, применяемые в сфере транспортной деятельности. Исследование их правовой природы имеет важное значение как для совершенствования правового регулирования отношений, опосредуемых данными обязательствами, так и для формирования правильной правоприменительной практики. Подводя итог рассмотрению вопроса об ответственности перевозчика за вещи, находящиеся при пассажире, следует отметить крайнюю несбалансированность ее правового регулирования. Во всяком случае ставить российского перевозчика и пассажира на внутренних линиях в худшее положение, чем при международных перевозках, как это делает ВК в данном вопросе, вряд ли справедливо. Полагаем, что в ВК должны быть внесены соответствующие изменения. ОСАО «Ингосстрах» работает на рынке страхования ответственности вот уже 10 лет и полис Ингосстраха признается во всем мире. Более 2000 транспортных организаций различной формы собственности доверили Ингосстраху страхование своей ответственности. Программы страхования предусматривают возмещение убытков, связанных с возникновением: ответственности за груз ответственности за финансовые убытки, связанные с последствиями ошибок и упущений сотрудников транспортной компании ответственности перед третьими лицами ответственность по книжкам МДП ответственности перед таможенными органами Дополнительно может быть включено страхование: • ответственности перевозчика в части, касающейся арендованного автотранспорта, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к перевозчикам согласно Дополнениям, внесенным в "Порядок взаимоотношений АСМАП с российскими международными автоперевозчиками, осуществляющими перевозки в