Еще в прошлом столетии английский писатель-фантаст Нил Гейман назвал информацию одной из валют, никогда не выходящих из моды. С этим, на наш взгляд, сложно не согласиться. Безусловно, XXI век по праву можно назвать информационным, поскольку все сферы человеческой жизни так или иначе связаны с движением информационных потоков. Государство, как единый централизованный механизм управления, призвано обеспечивать всестороннюю правовую защиту граждан, в том числе и от несанкционированного доступа к информации третьих лиц в неправомерных целях. Как показывает практика, грубое нарушение информационных прав становится слишком частым явлением в современном обществе, что, без всякого сомнения, подчеркивает значимость выполнения информационной защиты со стороны государства. Главным образом, это касается вопроса наличия соответствующей нормативно-правовой базы и эффективной системы ее применения. В связи с чем видится актуальным рассмотрение государственно-правового механизма защиты информации, а именно института обращения персональных данных.
В соответствии с законом гражданин обязан представить данные о себе третьему лицу, например работодателю. Иногда он делает это добровольно, в частности размещает информацию о себе в социальных сетях. В результате в автоматизированных информационных системах накапливаются персональные данные об этом человеке. Усложнение методов и средств организации машинной обработки, повсеместное использование глобальной сети Интернет приводят к тому, что данные становятся более уязвимыми. В этих условиях защита информации в процессе ее сбора, хранения, обработки и передачи приобретает исключительно важное значение.
В научной литературе справедливо отмечается, что «в единой системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации праву на неприкосновенность частной жизни, закрепляемому ст. 23 Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ)[1], принадлежит особая роль в обеспечении индивидуальности отдельных людей в их взаимоотношениях с обществом и государством. Указанное право неразрывно связано с такими понятиями, как жизнь, равенство, свобода, неприкосновенность личности. Его ценность состоит в том, что степень реального осуществления права на неприкосновенность частной жизни определяет положение человека в обществе, а, следовательно, и уровень развития самого общества, поэтому поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности, а также личностей между собой представляет сложнейшую проблему на протяжении длительного времени»[2].
Одним из важнейших направлений обеспечения права на неприкосновенность частной жизни является защита персональных данных граждан. Каждый гражданин в процессе своей жизни вступает во взаимоотношения с различными предприятиями, организациями, учреждениями, а также другими гражданами. В результате у них накапливаются данные о конкретном индивиде, начиная с самых простых (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения и т.п.) и заканчивая очень специфическими (сведениями о заболеваниях, судимостях, размерах доходов, имуществе и пр.). При этом гражданин не желает, чтобы сведения о нем становились известны широкому кругу лиц. В целях защиты всей этой информации используется специальный правовой режим персональных данных.
Необходимость особой защиты персональных данных уже достаточно давно признается мировым сообществом. Так, в США действует несколько законов, имеющих отношение к работе с персональными данными. Наиболее полно регулируются вопросы доступа и получения личной информации Федеральным законом о свободе информации 1966 года, существенно дополненным в 1974 году, и Федеральным законом о защите частной жизни 1974 года. Оба закона обеспечивают частным лицам право доступа к их личному досье за некоторыми исключениями.
В 1972 году в США создана Комиссия по изучению влияния компьютерных технологий на приватность, по результатам отчета которой принят Билль о правах в компьютерную эпоху, получивший название «Кодекс справедливого использования информации». Данный Кодекс базируется на 5 основных принципах:
1) не должно быть систем, накапливающих персональную информацию, сам факт существования которых является секретом;
2) каждый человек должен иметь возможность контролировать, какая информация о нем хранится в системе и каким образом она используется;
3) каждый человек должен иметь возможность не допустить использования информации, собранной о нем для одной цели, в других целях;
4) каждый человек должен иметь возможность скорректировать информацию о самом себе;
5) каждая организация, занимающаяся созданием, сопровождением, использованием или распространением массивов информации, содержащих персональные данные, должна обеспечить использование этих данных только
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
[2] Балашкина И.В. Особенности конституционного регулирования права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации // Право и политика. 2010. № 7. С. 12.
|