1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и роль местного самоуправления
Важнейшим условием эффективности деятельности местного самоуправления является четкое определение его компетенции и закрепление за каждым муниципальным образованием достаточных финансово-экономических источников для ее осуществления. Именно эта задача была заявлена как одна из основных в начале муниципальной реформы. Однако после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» произошли существенные изменения в объеме закрепленных первоначально полномочий органов местного самоуправления и как следствие - в финансовых возможностях их осуществления. В последние годы стала очевидной тенденция постоянного увеличения доли государственных полномочий в компетенции органов местного самоуправления . Причем не только таких, которые передаются в порядке ст. 19 указанного Федерального закона вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. В законодательстве появляется все больше норм, предоставляющих органам местного самоуправления возможность участвовать в решении вопросов государственного значения по своей инициативе и за счет собственных средств местного бюджета. Перечень таких вопросов государственного значения закреплен в ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Кроме того, ч. 5 ст. 20 указанного Закона предусматривает, что органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Соответствующие нормы уже включены в Законы РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов » (ст. 4), от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации » (ст. 7.2).
Кроме того, органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, налицо расширение практики так называемого инициативного участия органов местного самоуправления в решении вопросов государственного значения за счет собственных бюджетных средств. В ряде муниципальных образований возможны ситуации, когда органы местного самоуправления будут вынуждены заниматься данными проблемами не столько по собственной воле, сколько в силу «ненавязчивых» рекомендаций со стороны органов государственной власти, противиться которым в силу существующей финансовой зависимости от вышестоящих бюджетов органы местного самоуправления не смогут. Это можно расценивать и как завуалированный отказ органов государственной власти от передачи органам местного самоуправления необходимых финансовых средств для обеспечения их участия в решении вопросов, отнесенных к компетенции государства. Происходит «размывание» компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления, нарушение постулатов о четком разграничении предметов ведения и полномочий между всеми уровнями публичной власти в государстве, на которых базировались административная и муниципальная реформы .
Компетенция муниципальных образований складывается из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, осуществление которых передано органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Вместе с тем формулировки вопросов местного значения предполагают различные методы управления и принятии управленческих решений .
Практика применения законодательства на основе инноваций современного муниципального права выявила пробелы правового регулирования не только порядка формирования имущественного комплекса муниципальных образований, но и процесса управления муниципальным имуществом, следствием чего является спектр проблем, препятствующих эффективному использованию объектов муниципальной собственности. Актуальными являются изменения законодательства по следующим направлениям.
Гражданский кодекс РФ не регулирует особенности имущественных отношений муниципальных образований, вместе с тем анализ норм, изложенных в ст. 124, 212, 213, 214 ГК РФ, показывает, что в отсутствие нормативно закрепленной специфики имущественных прав публично-правовых образований необходимо законодательно определить особенности приобретения и прекращения права собственности на муниципальное имущество, порядок перепрофилирования (изменения целевого назначения) объектов муниципальной собственности, а также законодательно установить перечень видов имущества, которое не может принадлежать муниципальным образованиям .
|