1.1. Состояние вопроса и задачи проектирования
1.1.1. Обзорная информация и выбор бульдозерно-погрузочного оборудования
Бульдозер - самоходная, землеройно-транспортная машина, предназначенная для послойного копания, планирования и перемещения грунта на расстояние до 300 метров
Основные работы бульдозерами - это возведение насыпей, разработка грунта, оборудования водоотводных канав, то есть работы, непосредственно связанные с оборудованием земляного сооружения. Для таких работ используют парк землеройных, землеройно-транспортных и уплотняющих машин, к основным из которых относятся бульдозеры, скреперы, экскаваторы, грейдеры, катки.
Отделочные работы содержат в себе планирование поверхности сооружения, среза лестницы на откосах, обеспечение заданных поперечных уклонов. На таких работах используют бульдозеры, скреперы, грейдеры.
Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, конструкции рабочего оборудования, форме и назначению рабочего органа, типу привода рабочего оборудования, тяговому классу базовой машины(мощности двигателя) :
По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные;
По типу ходовой части выпускают гусеничные и колесные бульдозеры;
По конструкции рабочего оборудования делятся на универсальные, с невозвратным отвалом, поворотным отвалом в плане;
По форме рабочего органа различают прямые, полусферические, сферические отвалы;
По типу привода рабочего оборудования известны бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением;
По тяговому классу различают бульдозеры следующих видов : малогабаритное (класса до 0,9, мощностью 18,5...37 кВт), легкие (классов 1,4...4, мощностью 37...96 кВт), средние (классов 6...15, мощностью 103... 154 кВт), тяжелые (классов 25...35, мощностью 220 ...405 кВт), сверхтяжелые(классов 50... 100, мощностью 510 ...880 кВт).
Бульдозерное оборудование устанавливают на базовом тракторе(рис.1.1). В качестве базовой машины может быть использован колесный трактор, тягач или специальное шасси.
Рис.1.1. Бульдозер на гусеничном ходу:
1 – базовая машина; 2 - кабина управления; 3 - гусеничный движок; 4 - брус, который толкает; 5 - гидроцилиндр поднятия-опускания рабочего оборудования; 6 - винтовой раскос поперечного наклона бульдозерного оборудования; 7 - отвал бульдозера
Кабину управления размещают преимущественно в заданей (у тракторов типа «Беларусь», Д7-75, Т-4АП2, Т-130М, Т-180Г) или в средней (трактор ДЭТ-250М) части, а также перед машиной со стороны бульдозерного оборудования (трактор Т- 330).
К раме гусеничного хода приварены шарниры, на которые установленны толкающие брусья прямоугольного сечения. На другом конце брусьев предусмотрены универсальные шарниры, по средствам которых крепится бульдозерный отвал.
Для сохранения определенного положения отвала и резание грунта с минимальными расходами мощности отвал содержится гидрораскосами с помощью которых отвал перекашивается в поперечной плоскости.
Трактор Т- 330 - марка тяжелого промышленного трактора, который выпускается Чебоксарским заводом промышленных тракторов с 1975 года. Трактор Т- 330 первый имел переднее расположение кабины, которое улучшало машинисту обзор бульдозерного оборудования.
Трактор имеет гидромеханическую трансмиссию, которая осуществляет переключение передач без разрыва крутящего момента. Кабина трактора герметична, оснащена системой вентиляции, отопления и воздуха очищения.
Двигатель трактора дизельный, четырехтактный, 8-ми цилиндровый с воздушным охлаждением. Применение воздушного охлаждения позволило эксплуатировать трактор как при низких температурах внешнего воздуха (до − 45 градусов), так и при повышенных( до +40 градусов).
Гидромеханическая трансмиссия позволяет эффективно использовать мощность двигателя при любой скорости движения трактора, в том числе развивать максимальную тягу в режиме в гору. Коробка передач трактора обеспечивает независимый привод каждой гусеницы с возможностью ее реверсирования, что позволяет выполнять развороты в стесненных условиях.
Управление всеми механизмами трактора полностью дистанционное и частично автоматизировано, то есть все органы управления, расположенные в кабине, не имеют механической связи с исполнительным оборудованием. Это позволяет облегчить труд машиниста.
На рис.1.2. представлен промышленный трактор Т- 330.
|