1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ОБЛАСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Сущность и виды стратегий развития коммерческого банка
Стратегия является одной из основных составляющих стратегического управления, а ее выбор и реализация составляют суть такого управления. Существуют два подхода к понятию стратегии.
Первый подход. Он заключается в определении конкретного конечного состояния или результата, который должен достичь банк через длительный промежуток времени (5-10 лет). Для этого разрабатываются долгосрочные планы сроком на 5, 10 или 15 лет, в которых фиксируются конкретные показатели деятельности в определенных интервалах времени. Реализация этих планов должна способствовать достижению четко выраженной цели. Такое понимание понятия стратегии характерно для систем с централизованной плановой экономикой. Итак, можно сделать вывод, что стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения поставленной цели. Формирование же стратегии заключается в постановке целей и составлении долгосрочного плана [17, c. 25].
Такое понятие стратегии базируется лишь на предположении изменений, а все процессы, проходящие в среде, детерминированные и подвергаются определенному контроля и управлению. Однако такая предпосылка неверна даже для централизованной плановой экономики. Ведь развитие рыночных экономических систем в последние десятилетия свидетельствует, что скорость изменения среды, а также величина дополнительных возможностей, содержащихся в этих изменениях, постоянно растут. Поэтому и стратегия поведения банка в рыночной экономике должна, в первую очередь, иметь возможность получить определенные преимущества от изменений и возможностей, которые они порождают.
Второй подход. Здесь стратегия рассматривается как долгосрочное и качественно определенное направление развития банка, принадлежащего к сфере средств и форм деятельности, системы взаимоотношений внутри банка, позиций во внешнем окружении, что в совокупности позволяет достичь поставленных целей. Если цели определяют то, что хочет получить банк в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий банк сумеет достичь своей цели в условиях изменений и конкуренции. Такое понятие стратегии исключает детерминизм в поведении банка. В этом случае стратегия, определяя направление в сторону желаемого конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменения ситуации в окружающей обстановке. Такую стратегию можно охарактеризовать как долгосрочное задача определения поведения фирмы во внешнем окружении, что должно привести фирму к поставленной цели.
Примером первого типа стратегии может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано сколько и чего нужно выработать в каждом конкретном промежутке времени, а сколько в заключительном периоде [17, c. 31].
Примером стратегий второго типа, характерные для стратегического управления, могут служить такие задачи, как - увеличение доли объемов кредитования на рынке до определенного конкретного процента, не снижая при этом процентной ставки; - начало оказания нового вида банковских услуг при одновременном сокращении другого, - развертывание широкой кампании по рекламированию услуг для увеличения объема денежного оборота и т.п..
Поэтому, подытоживая изложенное, следует отметить:
1. Слово «стратегия» (от греч. - Strategia) дословно означает «искусство генерала». Стратегия - это всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения поведения фирмы и достижение ею целей.
2. Стратегия формируется высшим руководством банка, а ее реализация предусматривает участие звеньев всех уровней управления. Основой ее разработки служат основательные исследования и фактические статистические данные. Чтобы успешно конкурировать на рынке, банк должен постоянно заниматься сбором, обработкой и анализом сведений о внешнем окружении.
3. Различают два подхода в понятии стратегии. Первый - характерный для централизованных плановых экономик, то есть подразумевается конкретный долгосрочный план, при котором все изменения внешнего окружения предсказуемы, а процессы, происходящие в нем, детерминированы. В противном случае стратегия является определенным направлением развития банка в условиях изменений и конкуренции.
|