1 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТОМ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность и структура доходов и расходов муниципального бюджета
Бюджет порожден фактом существования государства, без которого современное государство функционировать не может. Для успешного решения социально-экономических задач необходимо иметь четкое представление о самом понятии "бюджет", принципах построения бюджетной системы страны, системе межбюджетных отношений, структуре доходов и расходов бюджетов разных уровней, методике их формирования и организации исполнения, приоритетных направлениях бюджетной политики государства.
Бюджет образует центральное звено системы финансов и выражает основные её качественные признаки. Бюджет представляет собой систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд, но только эта система - более узкая по сравнению с системой финансов. В экономической литературе термин «бюджет» содержит различные по своей природе понятия :
форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти;
основной централизованный фонд денежных средств;
основной финансовый план государства;
совокупность денежных отношений как финансовый регулятор.
С другой стороны, в «Толковом словаре современных бюджетных терминов» даны иные определения:
1. Бюджет – общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом.
2. Государственный бюджет – система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Принимая во внимание определяющую роль бюджета в социально-экономическом развитии страны, очень важно определить сущность бюджета как объективной экономической категории. Правовая трактовка бюджета - узкая, не претендующая на раскрытие совокупности отношений в процессе формирования и использования бюджетных фондов.
Трудности в определении сущности бюджета связаны с тем, что данный термин в одном случае выражает совокупность особых сфер финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны, а с другой – отражает форму практического использования бюджетных отношений, законодательное оформление соответствующего финансового документа и поэтому относится к надстроечным отношениям.
Бюджет как система денежных отношений выражен количественно в бюджетном плане, т.е. рассматривается, утверждается и исполняется именно бюджетный план – важный финансовый документ государства. В процессе исполнения бюджетного плана образуется и используется бюджетный фонд – основной централизованный денежный фонд государства.
Бюджет играет важную экономическую и социальную роль в воспроизводственном процессе. Финансируя приоритетные отрасли народного хозяйства страны, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Направляя бюджетные средства в учреждения социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Сущность государственного бюджета как экономической категории проявляется в его функциях. Вопрос о количестве и назначении функций бюджета в отечественной финансовой науке на современном этапе остается дискуссионным. Бюджет выполняет следующие функции:
1) образование бюджетного фонда (доходы);
2) использование бюджетного фонда (расходы);
3) контроль за бюджетным фондом.
Бюджетные доходы в основном состоят из налоговых поступлений. Бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработная плата наемных работников, доходы индивидуальных предпринимателей, ссудные проценты предпринимателей и физических лиц-вкладчиков. Структура доходов бюджетов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий.
Бюджетные расходы по своей структуре подвержены ещё более частым изменениям по сравнению с доходной частью бюджетного плана, так как государство обязано учитывать экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса во всех отраслях и сферах предпринимательства. Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в хозяйстве страны предполагает регулирование объёмов бюджетного финансирования отраслей промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы, территориальных образований, организаций различных форм собственности .
Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля и обусловливает возможность эффективного воздействия государства на экономические процессы
|