ГЛАВА 1.УСТАНОВЛЕНИЕ ОТЦОВСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Развитие российского законодательства об установлении отцовства
Воспроизведение на свет детей – ответственный шаг в жизни человека как с точки зрения социума (потому что возникает моральный долг родителя перед своим «чадом»), так и с точки зрения юриспруденции. Семья – группа лиц, связанных браком и родством, живущих совместно друг с другом .
Нас интересует прежде всего юридический факт родства родителей и их детей, который как родство определенного ребенка по отношению к конкретным родителям и по- рождает целый комплекс юридических прав и обязанностей.
У народов на первых ступенях исторического развития дети состоят под неограниченной властью отца. У древних германцев от воли отца зависело, признать за новорожденным право на жизнь или нет. Новорожденного клали к ногам отца, если он поднимал его, это значило, что он желал его воспитывать.
О галлах Цезарь говорит, что они имели «право жизни и смерти» над своими детьми. Не меньшей суровостью отличалась отеческая власть и у балтийских славян: отношения родителей к детям были суровы, даже жестоки, родители полновластно распоряжались жизнью своих детей и могли, если не хотели воспитывать их, убить младенца, особенно дочь, что случалось весьма часто.
Строгая отеческая власть, свойственная первобытным народам, наиболее полно и точно выразилась в древнем римском праве. Отечественные источники еще беднее европейских правовых обычаев. Нет указаний на то, что родители могли убивать своих детей при рождении, но с учетом распространенности этого обычая у других народов и свидетельств иностранных писателей можно предположить, что он практиковался и у некоторых славян.
Из летописных источников известно, что отцы решают судьбу своих детей, женят сыновей и выдают дочерей замуж в таком раннем возрасте, когда о личной воле детей не может быть и речи. Только Судебник Ивана IV запрещает отцу-рабу продавать своих свободных детей. Некоторые исследователи отмечают, что древнерусская семья отличалась характером двоевластия, т. е. что власть над детьми принадлежала обоим родителям.
Однако ввиду несомненной зависимости жены от мужа трудно допустить, чтобы ей могла принадлежать равная с мужем власть над детьми. Законность происхождения в Древней Руси еще не имела решающего значения. При наличии у некоторых славянских племен многоженства и повсеместном распространении наложничества главным было признание ребенка отцом.
Так, князь Владимир был сыном Святополка и Ольгиной ключницы, но наследовал отцу и стал князем . При этом Святополк – сын другого князя Владимира и жены его брата Ярополка – называется Нестором «сыном прелюбодеяния» и незаконнорожденным .
Такое различие основано на существовавшем в то время понимании прелюбодеяния как вины только перед другим мужчиной. С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству.
К. А. Неволин писал, что всегда и во всем на отношения «семейственные» влияло каноническое право: «Религия имеет влияние, более или менее прямое, на все части гражданского законодательства. Но особенно очевидным образом она обнаруживает свое влияние в законах о семействе. Для нее в высшей степени важно надлежавшее устройство жизни семейной» . В действительности принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей язычество, было важнейшим историческим событием. Поскольку христианство к нам пришло из Византии, в России были введены византийские нормы брачно-семейного права.
|