ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВИЛА КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1.1. Понятие и сущность квалификации преступлений
В процессе квалификации преступлений подтверждается наличие основания уголовной ответственности, а в выводе о квалификации преступлений дается официальная отрицательная оценка поведения лица как преступления конкретного вида. Это значит, что категория «квалификация преступлений» в одном ряду с научной категорией «уголовная ответственность». И это уголовно-правовые категории.
Поскольку процесс квалификации преступлений является уголовно-правовым явлением, то и правила, его регламентирующие, должны носить уголовно-правовой характер.
Значительную сложность представляет определение места уголовно-правовых правил квалификации преступлений в системе уголовного права.
Основной структурной составляющей уголовного права признается уголовно-правовая норма. Т.В. Кленова уголовно-правовую норму определяет как законодательно оформленное правило, рассчитанное на многократное применение, в котором регламентируется поведение субъектов уголовно-правового отношения: и физических лиц, и государства . Этот автор характеризует уголовно-правовую норму не только как элемент системы уголовного права. По мнению Т.В. Кленовой, уголовно-правовая норма сама представляет системное образование. Определение уголовно-правовой нормы в качестве правила поведения имеет характер обобщения, поскольку единой нормой называется совокупность правовых предписаний, изложенных в статьях Общей и Особенной частей Уголовного кодекса РФ.
Если проследить историю возникновения термина «нормативно-правовое предписание», то становится очевидным, что его появление было реакцией на пробел в учении о норме права.
В соответствии с классической теорией правовой нормы, «структура правовой нормы - это внутреннее строение правовой нормы, деление ее на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой. Структура правовой нормы состоит из трех взаимосвязанных элементов: гипотеза, диспозиция, санкция» .
В определенный момент развития теории права обозначились вопросы, которые оказалось невозможным решить при помощи классического понимания структуры правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). Так, в процессе развития законотворчества утвердилось мнение, что в нормативно-правовых актах довольно редко встречаются правовые нормы, содержащие все три ее элемента. Куда чаще в законодательном материале встречаются части правовой нормы, что порождает вопрос об участии таких частей в процессе правового регулирования. Также классическое понимание структуры правовой нормы не объясняет природы норм-принципов и норм-дефиниций.
Закономерно, что с учетом выявленных проблем в теории права признали необходимым пересмотреть взгляды на определение первоначального элемента правового акта и определиться, что является неделимым, простейшим средством правового регулирования. Встал вопрос о различии первичного элемента в системе права и в системе законодательства, и классическая теория структуры правовой нормы не могла решить данную задачу. Как следствие, в теории права появилось понятие «нормативно-правовое предписание».
|