ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
1.1. История ответственности за террористический акт
В уголовном законодательстве России понятие «терроризм» («террористический акт») на протяжении длительного времени отсутствовало. Например, Уголовное уложение Российской империи 1903 г. (ст. 99, глава третья «О бунте против верховной власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома») избегало этого термина даже при описании состава посягательства на жизнь «священной особы царствующего императора, императрицы или наследника престола». Указанный пробел частично был устранен с введением в действие в 1922 году УК РСФСР. Раздел 1 «О контрреволюционных преступлениях» главы 1 «Государственные преступления» (ст. 64) предусматривал высшую меру наказания за «участие в выполнении в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабоче-крестьянских организаций» . Однако никакой дефиниции понятия «террористический акт» УК не содержал.
Не было ее и в УК РСФСР 1926 г., ст. 58.8 которого предусматривала ответственность не только за участие в выполнении таких актов, но и за их совершение. При этом «контрреволюционная цель» хотя и не упоминалась в качестве обязательного признака теракта, последний был включен в раздел 1 «Контрреволюционные преступления» (глава первая Особенной части «Преступления государственные»). В силу международной солидарности интересов трудящихся действия, направленные «на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР», также признавались контрреволюционными (ст. 58.1 УК РСФСР в редакции от 6 июня 1927 года). Поэтому потерпевшим от теракта мог быть не только представитель Советской власти или деятель революционных рабочих и крестьянских организаций, но и представитель иного государства трудящихся. Кроме того, действовавшая тогда уголовно-правовая норма об аналогии позволяла квалифицировать как террористический акт посягательство на жизнь представителя также любого другого иностранного государства .
УК РСФСР 1960 г. сохранил понятие « террористический акт» и даже предложил два его определения. Дело в том, что ответственность за рассматриваемое преступление была установлена сразу в двух статьях главы первой Особенной части «Государственные преступления» УК РСФСР: ст. 66 «Террористический акт» и ст. 67 «Террористический акт против представителя иностранного государства». Статьи входили в раздел 1 «Особо опасные государственные преступления». И по той, и по другой статье наказывались убийство или тяжкое телесное повреждение. Потерпевшим в первом случае был государственный или общественный деятель либо представитель власти, во втором - представитель иностранного государства. В первой из названных статей обязательным признаком террористического акта была цель «подрыва или ослабления Советской власти», во второй - цель «провокации войны или международных осложнений».
|