ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нарушения мирных отношений сопровождают племена и государства на протяжении всей истории развития человечества. Человек постоянно находится в борьбе с себе подобными за лучшие условия своей жизни. И в этой борьбе происходят такие страшные трансформации, которые обязывают задуматься о дальнейшем существовании нашей планеты и о необходимости ограничения возможностей самоуничтожения человека как объекта её населяющего.
Процесс осознания необходимости юридической оценки действий, ставящих под угрозу мир и безопасность человечества, начавшись с принятия Гаагских конвенций в конце XIX века завершился тем, что к концу XX века в международном уголовном праве были сформулированы составы преступлений, посягающих на основы существования человечества на Земле. Конституционное признание приоритета междуна-родного права над правом внутригосударственным стало основой появления системы преступлений против мира и безопасности человечества и в Уголовном законе России.
Наше государство определяет приоритетами своей охраны не только жизнь, здоровье, права и свободы человека, общественные интересы и ценности, но и международный мир и безопасность как условия существования самих вышеперечисленных объектов защиты.
Анализу преступлений против мира, как самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны, тенденциям их изменения в российском уголовном праве и посвящена данная работа.
Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его существование или, по крайней мере, существование наций (народов). Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.
Этот Устав, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые в конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы с активным участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно-правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам, уничтожению населения и природы, другим международным преступлениям. Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей, что общепризнанные положения международного права, международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего права. Это, конечно не означает необходимость дословной их ретрансляции, но смысл должен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетом отечественной традиции законодательной техники. Внутреннее законодательство может также расширить объем соответствующих уголовно - правовых запретов, так как международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе минимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции за международные преступления.
Таким образом, характерным признаком рассматриваемой главы является то, что преступления, описанные в ней носят конвенциальный характер: соответствующие уголовно - правовые запреты вытекают из международно-правовых обязательств страны. Упомянем также о том, сто наиболее тяжкие из этих преступлений, а именно предусмотренные ст. ст. 353, 356, 357, 358 УК влекут ответственность и наказание, независимо от давности их совершения (ст. 78 УК).
В настоящее время, когда еще не завершена кодификация международного уголовного права относительно преступлений, родовым объектом которых является мирная жизнь и безопасность человечества и входящих в него народов, основы существования и сотрудничества государств, мирное разрешение межгосударственных конфликтов, определенные трудности при усвоении материала может вызвать рядоположенное использование в литературе двух сходных терминов: «международные преступления» и «преступления международного характера». Для того чтобы избежать эти трудности, надо руководствоваться следующим:
Международные преступления - это деяния такого масштаба и такой тяжести, наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектом этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указанию, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия;
Преступления международного характера - это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристическим и т.д.). Но при всей опасности, например, преступлений международного характера, связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба, при котором делается возможной угроза безопасности человечества в целом. Эти преступления обычно не инициируются и не поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как преступлений против мира и безопасности человечества в международно-правовых документах.
Конечно, разграничение названных групп преступлений, не носит абсолютного характера в международной практике борьбы с преступностью, мы встречаемся с фактами обвинения некоторых стран в государственной поддержке терроризма и незаконного оборота наркотиков. И в ряде других случаев названные преступления представляют при их выходе на международный уровень серьезную непосредственную угрозу миру и безопасности, вот почему не исключено появление в рассматриваемой главе новых составов преступлений в соответствии с международно-правовыми документами о борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
Целью настоящей работы является уголовно-правовой анализ военных преступлений в составе преступлений против мира и безопасности человечества.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1) дана общая характеристика преступлений против мира и человечества;
2) охарактеризованы основные особенности военных преступлений;
3) рассмотрены проблемы классификации и судебного рассмотрения военных преступлений.
Объектом исследования являются общественные отношения в области противодействия и пресечения военных преступлений.
Предметом исследования являются особенности уголовно-правовой классификации военных преступлений.
|