Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в Российской Федерации правовые нормы пронизывают все стороны общественной жизни и на их основе строятся различные правоотношения. Серьезные общественные проблемы Российской Федерации отражающие морально-этическое состояние населения выявляются в семейных правоотношения, представленных широким спектром, среди которых особое место занимают брачно-семейные отношения, а в частности, права и обязанности родителей, проживающих раздельно, но имеющих совместных детей. Правовое регулирование отношений между родителями и детьми, защита законодательством их прав и возложение обязанностей на родителей не гарантирует неукоснительного исполнения закона лицами, участвующими в данных правоотношениях и не нарушения ими законодательных предписаний.
Причинами неясностей во взаимоотношениях лиц в области брачно-семейных отношений является несоблюдение законодательных норм, основанное на поведении и эмоциях самого человека. Отношения между людьми сложны, их природа не проста и зависит от эмоций, желаний, стрессов и иных психофизиологических факторов. Примером ярких эмоций и поступков не соответствующих нормам семейного законодательства являются бракоразводные процессы. На практике бракоразводные процессы могут быть основаны на взаимном уважении и решении достигнуть соглашения между бывшими супругами не только в области раздела имущества, но и в области прав детей и самих супругов. Достижение согласия между бывшими супругами не всегда возможно, что приводит к долгим бракоразводным процессам, когда принятые решения не являются окончательной точкой, позволяющей урегулировать, к примеру, правоотношения в области прав и обязанностей совместных детей. Данные обстоятельства могут ограничить права несовершеннолетнего ребенка, негативно сказаться на его психологическом состоянии, а также ущемить права одного из родителей.
Каждый год в судах рассматривается более 1 миллиона гражданских споров, вытекающих из брачно-семейных отношений, около четверти, из которых приходится на дела о расторжении брака супругов, имеющих совместных несовершеннолетних детей. При этом спор о том, с кем бу¬дут проживать несовершеннолетние дети, при расторжении брака воз¬никает не так часто и «дел об определении места проживания ребёнка в производстве судов буквально единицы. Их анализ позволяет сделать практически однозначный вывод: основная причина возникновения та¬ких споров – перенос застарелого межличностного конфликта бывших супругов в новую плоскость. Инициаторы таких разбирательств – прак¬тически на 100% отцы, при расторжении брака в суде «скромно умолчав¬шие» о наличии у них желания общаться с детьми после развода. Причем умолчание это, за редким исключением, длится годами» .
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании правового регулирования правоотношений родителей и детей в Российской Федерации и его значение для обеспечения национальной безопасности.
Для достижения цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и особенности правоотношений родителей и детей;
- рассмотреть родителей и детей как субъектов правоотношений возникновение родительских прав и обязанностей;
- проанализировать семью и родительские отношения как основу национальной безопасности;
- рассмотреть права и обязанности родителей;
- проанализировать алиментные правоотношения родителей и детей;
- исследовать права и обязанности детей.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между субъектами семейных правоотношений по вопросам регулирования правоотношений родителей и детей в Российской Федерации и его значение для обеспечения национальной безопасности.
Предметом исследования выступает содержание конкретных норм, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах и регулирующих правоотношения родителей и детей в Российской Федерации и его значение для обеспечения национальной безопасности.
Степень разработанности темы исследования. Несмотря на большой массив научных работ, посвященных исследованию проблем регулирования правоотношений родителей и детей в Российской Федерации и его значение для обеспечения национальной безопасности получили лишь фрагментное освещение. Так, отдельные аспекты правового регулирования обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей исследовались в трудах Алифанова А.М., Малышевой О.С. «Лишение родительских прав по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь», Афониной А.Д. «Права, обязанности и ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних обучающихся», Гордеюка Е.В. «Объекты супружеских и родительских правоотношений», Гороховой О.В. «Права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей по законодательству Российской Федерации» и другие.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили работы таких ученых-юристов, как Ю.Ф. Беспалова, Л.Ю. Михеевой, А.М. Нечаевой, М.К. Треушникова, М.С. Шакаряна и других.
Методологической основой исследования является исторический метод, метод сравнительного правоведения и логического исследования, системно-функциональный метод. Исследованием охвачен значительный круг действующих нормативно-правовых актов, изучена специальная юридическая литература, правоприменительная практика, а также разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации и других.
Научная новизна состоит в том, что в работе проведен анализ российского законодательства, регламентирующего правоотношения родителей и детей в Российской Федерации и его значение для обеспечения национальной безопасности, а также проблемные аспекты правоприменительной практики в данной области, в результате которого были сформулированы предложения по совершенствованию его правового регулирования.
Практическая значимость темы исследования заключается в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы всеми участниками отношений, связанных с регулированием правоотношений родителей и детей в Российской Федерации и его значение для обеспечения национальной безопасности, а также разработке и обосновании предложений по совершенствованию норм, регулирующих правоотношения родителей и детей в Российской Федерации и его значение для обеспечения национальной безопасности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.
|