УВАЖАЕМЫЕ ЧЛЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ!
Вашему вниманию предлагается исследовательская работа по теме: «Правовое регулирование аудиторской деятельности». Актуальность темы заключается в том, предпосылкой появления аудита в России стала перестройка экономических отношений, переход к рынку, рост предпринимательской активности наших граждан. Аудит явился новой формой контролирования финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей; он сочетает в себе проверку финансовой отчетности организаций и оказание услуг по налоговому, правовому, управленческому консультированию. Период становления российского аудита характеризовался директивным созданием аудиторских фирм, работой по организации аттестации аудиторов, лицензированию аудиторской деятельности, выработке требований к профессиональным участникам аудиторского рынка и правил проведения проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг. Процесс формирования рынка аудита в России, по существу, завершен: определены положение участников с учетом их роли в отношениях по поводу аудита, их права и обязанности; установлены правила поведения на рынке аудита; создана многочисленная группа профессионалов, осуществляющих проверки финансовой отчетности, владеющих концепциями и процедурами бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. По данным Департамента финансового контроля и аудита Минфина России, за период 1996-2003 гг. Центральной аттестационно-лицензионной комиссией Минфина России было выдано 23 600 лицензий (в том числе аудиторским организациям - 14 700 и индивидуальным аудиторам - 8900), число действующих лицензий составило около 8900 (в том числе по общему аудиту - 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков - 266). За тот же период Центральной аттестационно-лицензионной комиссией Минфина России утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 24 900. Важным представляется вывод о том, что в России существует сформировавшийся правовой механизм регулирования аудиторской деятельности. Определяющей целью настоящей работы выступает – исследование правового регулирования аудиторской деятельности. Теоретическую основу исследования составляют труды В.К. Андреева, А..В. Крикунова, А.В. Романихин, С.В. Пятенко, Н.А. Ремизова и других авторов. В предлагаемой работе избрана следующая концептуальная схема рассмотрения. В первой главе исследуется понятие, сущность, цель аудиторской деятельности. Во второй главе рассматривается субъекты аудиторской деятельности и регулирование их деятельности. Третья глава посвящена вопросам ответственности за нарушение законодательства об аудита. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В результате проведенного анализа правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства об аудите, можно сделать следующие выводы. Нарушения законодательства об аудите - это не особый вид нарушений, а известные административные нарушения (проступки), преступления, нарушения договорных обязательств; к ним применяются соответственно меры административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности. При установлении мер воздействия к аудиторам (аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам) за допущенные нарушения законодатель учитывает особенности данного вида предпринимательской деятельности - как деятельности профессиональной. К нарушителям такой деятельности применяются меры воздействия, ограничивающие их правоспособность именно как профессионала. В связи с этим применяются такие меры воздействия, как аннулирование лицензии аудиторской организации, индивидуального аудитора, аннулирование аттестата - меры, направленные на ограничение статуса предпринимателя, применение которых препятствует совершению в дальнейшем правонарушений в аудиторской деятельности. За нарушение обязательств, возникающих из договора оказания аудиторских услуг, стороны несут гражданско-правовую (имущественную) ответственность. Введение правовых категорий «аудиторская тайна», «заведомо ложное аудиторское заключение» и установление ответственности за нарушения, связанные с разглашением аудиторской тайны, выдачей заведомо ложного аудиторского заключения, требуют приведения в соответствие норм законодательства об аудите и положений об ответственности, содержащихся в других отраслях законодательства, в частности уголовного, административного и т.п. Отсутствие мер административной ответственности за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению может существенно повлиять на несоблюдение требований о проведении обязательной аудиторской проверки, предусмотренных отдельными федеральными законами. В настоящее время аудиторов объединяют около 100 аудиторских ассоциаций. При Минфине России аккредитованы семь аудиторских объединений: Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов, Национальная федерация консультантов и аудиторов, Московская аудиторская палата, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», Институт профессиональных бухгалтеров и Институт профессиональных аудиторов. Представители указанных профессиональных аудиторских объединений вошли в Совет по аудиторской деятельности при Минфине России. Одним из аккредитованных объединений является Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), созданный в 1997 г. в форме некоммерческого партнерства. Устав ИПБ определяет основные цели и задачи организации, содержит положения о статусе и правах ИПБ, его имущественной базе, правах и обязанностях членов, организационной структуре, органах управления, финансовой деятельности, о прекращении деятельности ИПБ и др. Аудиторские организации располагают относительно широкими возможностями для реализации своих некоммерческих интересов, целей и задач. Эти цели и задачи являются коллективными, имеющими значение для всех или для большинства звеньев аудиторского сообщества и потому для своей постановки и тем более для реализации требуют массовых организаций и коллективных действий. Профессиональные объединения позволяют разрешать противоречие между самостоятельностью аудиторских организаций и общностью их интересов. Каждая аудиторская организация преследует свои цели и решает свои собственные задачи в коммерческом аспекте. Но при этом все они заинтересованы в наличии в стране благоприятного экономического, правового климата, соблюдении законов и иных нормативных правовых актов. Только в этом случае они могут быть обеспечены равными конкурентными условиями, которые, по существу, являются залогом рыночных отношений, в том числе в сфере аудита. Определение места профессиональных объединений аудиторов и их роли в системе регулирования аудиторского рынка зависит от того, как будут решены вопросы, связанные с аудитом, на которые сегодня российское законодательство не дает четких ответов. До конца не определен правовой статус саморегулируемых организаций, к которым, в частности, отнесены аккредитованные профессиональные объединения аудиторов. В Законе о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предложено для использования именно в целях данного закона понятие саморегулируемой организации как некоммерческой организации, созданной путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющей своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами. Однако российская законодательная практика показывает, что принцип обязательного членства в саморегулируемых организациях применяется. Предполагается структурно изменить систему регулирования аудиторской деятельности, включив в нее федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий общее стратегическое регулирование аудиторской деятельности, Единое общероссийское аудиторское объединение, включающее в себя саморегулируемые аудиторские объединения и осуществляющее координационные функции, и саморегулируемые профессиональные объединения аудиторов. Подобные структурные изменения должны проходить с учетом развития российского рынка аудиторских услуг и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности при определении правового статуса саморегулируемых организаций аудиторов должны соблюдаться основные принципы гражданского права, сформулированные в ст. 1 ГК РФ: принцип равенства участников гражданских правоотношений и принцип добровольности приобретения и осуществления гражданских прав. В то же время нельзя отказываться от государственного регулирования аудиторской деятельности. Напротив, в экономически развитых странах усиливается государственное регулирование аудиторской деятельности, поскольку общественное регулирование не в состоянии обеспечить контроль за профессиональной деятельностью аудиторов.
|