Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.
Суть учредительной функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.
Организаторская функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.
Внешнеполитическая функция конституции состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.
Идеологическая функция также присуща нашей Конституции. Ведь в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Выходит, наша действующая Конституция - как бы деидеологизированный документ.
Суть юридической функции конституции заключается в том, что она:
- становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);
- сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;
- дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.
1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 12.07.2006 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.
3. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд. группа ИНФРА, 2003. – 412 с.
4. Баранчиков В.А. Муниципальное право / В.А. Баранчиков. – М., 2003. – 488 с.
5. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. / А.А. Безуглов, С.А. Солдатов. - М., 2003. – 422 с.
6. Варламова Н.В. Российская Конституция: опыт трехмерной интерпретации / Н.В. Варламова // Становление конституционного государства в посттоталитарной России: Вып. 1. - М., 1996. – 472 с.
7. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник /Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 514 с.
8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2005. – 794 с.
9. Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. и рук. авт. коллектива С.А. Авакьян. - М., 2001. - С. 461.
10. Лассаль Ф. О сущности конституции: Речь, произнесенная в одном берлинском бюргерском окружном собрании в 1862 году // Конституционное право: Общая часть. Учеб. пособие: Ч.II: Хрестоматия: 2-е изд./Авт. вступ. ст. и сост. Н.А.Богданова. - М., 1996. – 172 с.
11. Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам // Полн. собр. соч.: Т.17. – 560 с.
12. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2003. – 482 с.
13. Широков А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении / А.Н. Широков. - СПб., 2003. – 214 с.
|