Законодательная инициатива работает на цели правотворчества, на формирование правопорядка, внесение его в общественную жизнь, тем самым на создание упорядоченности, стабильности общественных отношений. Суть этой инициативы заключается в о вмешательстве тех или иных компетентных лиц, организаций в творческий процесс создания правовых норм, а правомочия и обязанности, которые при этом реализуются являются производными, вторичными, обеспечивающими. Создание социально нужного нормативно-правового акта – вот цель осуществления законодательной инициативы.
Все сказанное выше позволяет сделать несколько весьма важных выводов. Кратко остановимся на каждом из них.
Во-первых, самое главное заключается в том, что у общественности есть возможность влиять на ход законодательного процесса. Эта возможность гарантирована действующей Конституцией.
Во-вторых, для того, чтобы умело отстаивать свои интересы в законодательном процессе, уполномоченные лица должны в деталях представлять себе законодательную процедуру.
В-третьих, наиболее перспективными для лоббирования стадиями являются само внесение законодательной инициативы и работа с законопроектом. На этих этапах согласование проекта закона с требованиями общества имеет реальные шансы на успех.
Согласно российской Конституции, право законодательной инициативы принадлежит: Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации ( Субъектами Российской Федерации, входящими в ее состав, являются республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа.) Важно отметить, что перечисленные властные институты могут вносить законопроекты по всем вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Федерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов.
Кроме того, право законодательной инициативы предоставлено также и самым главным судам страны - Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду. Но тут данное право имеет ограничения, поскольку использовать его названные судебные органы могут только по вопросам своей компетенции.
Свой нынешний облик законодательный процесс в Российской Федерации приобрел после принятия Конституции 1993 г., учредившей двухпалатную структуру Федерального Собрания - парламента и наделившей каждую палату собственной компетенцией. Надо сказать, что до 1990 г. в России действовал однопалатный высший орган законодательной власти - Верховный Совет РСФСР. В 1990 г., в ходе реконструкции политической системы, в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на деле этот орган функционировал как однопалатный парламент, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета, и, прежде всего - принятие законов, осуществлялась совместно обеими палатами.
В настоящее время основные тяготы законотворческой деятельности возлагаются на Государственную Думу - нижнюю палату, образуемую, как уже отмечалось выше, путем прямых выборов. Верхней палате - Совету Федерации, формируемому из представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставлено право одобрять или не одобрять законы, принимаемые Государственной Думой. Таким образом, идея «разделения труда», воплощенная в структуре федерального законодательного органа, отражает принятый в мировой практике.
В конце хочется добавить, что в процессе законотворчества явно не хватает хорошо организованных народных общественных обсуждений законопроектов. Довольно часто подзаконные акты принимаются в узком аппаратном кругу. Общественное мнение учитывается не всегда и подчас формально. Между тем, участие в правотворческом процессе является выражением конституционного права граждан на участие в управлении государством и нужно способствовать его успешной реализации.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 12.07.2006 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2005 № 3 – ФКЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 15. Ст. 1274.
3. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2005 № 3 – ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 15. Ст. 1274.
4. О Правительстве Российской Федерации (в ред. от 01.06.2005 № 4 – ФКЗ): федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 23. - Ст. 2197.
5. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. от 30.01.2007 № 8 - ФЗ): федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 2. - Ст. 74; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 6. - Ст. 683.
6. О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных Законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания (в ред. от 22.10.1999 № 185 - ФЗ): федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 8. - Ст. 801; Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 43. - Ст. 5124.
7. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 10. - Ст. 1146.
8. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. от 25.07.2006 № 128 – ФЗ): федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3336; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3427.
9. Российская Федерация. Федеральное Собрание. Государственная Дума. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. от 10.03.2006 № 2882-IV ГД): постановление от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 7. - Ст. 801; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 12. - Ст. 1269.
10. Российская Федерация. Федеральное Собрание. Совет Федерации. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. от 06.10.2006 № 308 – СФ): постановление от 30 января 2002 г. № 33-СФ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 7. - Ст. 635; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 42. - Ст. 4300.
11. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд. группа ИНФРА, 2003. – 412 с.
12. Баранчиков В.А. Муниципальное право / В.А. Баранчиков. – М., 2003. – 488 с.
13. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т.1. / А.А. Безуглов, С.А. Солдатов. - М., 2003. – 422 с.
14. Варламова Н.В. Российская Конституция: опыт трехмерной интерпретации / Н.В. Варламова // Становление конституционного государства в посттоталитарной России: Вып. 1. - М., 1996. – 472 с.
15. Васильев В.И., Петрова Г. В. и др. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / отв. ред. Ю.А. Тихомиров / В.И. Васильев, Г.В. Петрова. - М., 2005. – 788 с.
16. Каток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии / В.Ф. Каток. - М, 1964. - С. 20-22.
17. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник /Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 514 с.
18. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2005. – 794 с.
19. Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. и рук. авт. коллектива С.А. Авакьян. - М., 2001. - С. 461.
20. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / отв. ред. А.А. Вешняков. - М., 2003. – 872 с.
21. Нудненко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №№ 1, 2. – С. 6 -9; 8 – 12.
22. Собянин А.А., Суховольский В.Г. Демократия, ограниченная фальсификациями. Выборы и референдумы в России в 1991-1993 гг. / А.А. Собянин, В.Г. Суховольский. - М., 1995. – С. 154.
23. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2003. – 482 с.
24. Широков А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении / А.Н. Широков. - СПб., 2003. – 214 с.
|