В заключении необходимо отметить, что функции государства выражаются в осуществлении государственного управления. Государственное управление - это целенаправленная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношении в различных сферах жизни общества.
Государство выступает по отношению к обществу субъектом управления
Государственное управление осуществляется для решения двух взаимосвязанных целей. Первая цель - обеспечить стабильность, самосохранение общества, прочное закрепление достигнутого уровня общественных отношении.
Вторая цель – это обеспечение развития общества, реформы, совершенствование общественных отношений, дальнейшее развитие общества по пути прогресса. Между собой различаются цели и задачи государственного управления. Управленческие цели всегда носят стратегический, универсальный характер. Задачи государственного управления - это приоритеты государственной политики на конкретно-историческом этапе. В Российской Федерации задачи и функции государства находятся в ведении Президента России, который, согласно статье 80 Конституции РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Функции Российского государства - это основные, наиболее важные направления управленческой деятельности, в которых проявляется социальное назначение государства на конкретном историческом этапе.
При этом функции Российского государства не отождестввляются с функциями отдельных государственных органов и должностных лиц.
Из изложенного можно сделать вывод, что функциями являются не все, а лишь основные направления деятельности государства.
Главной функцией современного демократического государства является обеспечение, реализация и защита основных прав и свобод человека.
Традиционно функции Российского государства делят на внутренние и внешние.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества:
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене.
Государство обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство.
Деятельность государства широка и многообразна. Для того, чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи и функции государства не остаются неизмененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные. В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.
Научное познание государства обязательно предполагает рассмотрение его функций, которые представляют собой важные качественные характеристики и ориентиры не только самого государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом. Потому и не случаен выбор темы, он обусловлен ее несомненной актуальностью в современный период.
В работе рассмотрено большинство аспектов понятия «функции государства». В итоге данного исследования сделаем вывод: цель работы достигнута, насколько позволяли это сделать существующие известные источники - юридическая литература, статьи в журналах. Необходимо отметить, что в работе, дабы сохранить объективность и полноту освещения проблемы, использованы как общепринятые, так и новаторские точки зрения на те или иные вопросы функций государства.
Сделаем следующие заключения:
-понятие функций государства весьма неоднозначно;
-функции государства во многом напрямую определяются сущностью самого государства;
-функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства, а значит и изменениями в мире; в этом плане для современного этапа развития человечества характерно решение глобальных проблем – терроризм, экология, наркотики и многих других;
-классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 12.07.2006 № 2 – ФКЗ) // Российская газета.- 1993. - № 237; Собрании законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 29. - Ст. 3119.
2. О Правительстве Российской Федерации (в ред. от 30.07.2007 № 1 – ФКЗ): федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.- № 51. - Ст. 5712; Собрание законодательства Российской Федерации.-2007. - № 6. – Ст. 680.
3. О федеральной службе безопасности (в ред. от 27.07.2006 № 153 – ФЗ): федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 15. - Ст. 1269; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №31 (часть I). - Ст. 3452.
4. О внешней разведке (в ред. от 22.08.2004 № 122 - ФЗ): федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 143; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.
5. О прокуратуре Российской Федерации (в ред. от 04.11.2005 № 138 - ФЗ): федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995,. - № 47. - Ст. 4472; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 45. - Ст. 4586.
6. О безопасности (в ред. от 25.07.2006 № 128 – ФЗ): закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 15. - Ст. 769; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. (часть I). - Ст. 3427.
7. Российская Федерация. Президент. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в ред. от 10.01.2000 № 24): указ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. - Ст. 5909; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 2. - Ст. 170.
8. Российская Федерация. Президент. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти (в ред. от 05.02.2007 № 119): указ от 20 мая 2004 г. № 649 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 21. - Ст. 2023; Российская газета. – 2007. - № 25.
9. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права / Учебник. – СПб.: Питер, 2003. – 312 с.
10. Байтин М.И. Теория государства и права. - Саратов, 1997. – 322 с.
11. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 1995. – 312 с.
12. Воронцов С.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. История и современность. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – 608 с.
13. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 2000. – 412 с.
14. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 1996. – 312 с.
15. Лончаков А.П., Никулин М.И. Понятие, содержание правоохранительной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации: Темы учебной лекции, концептуальный аспект. - Хабаровск, 2003. – 362 с.
16. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 388 с.
17. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. - 1993. - № 6. - С. 98 – 102.
18. Общая теория государства и права. Академический курс в двух томах. Отв редактор М.Н. Марченко. – Том 1. Теория государства. - М.,2002. – 322 с.
19. Общая теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2е издание М., 2003. – 512 с.
20. Правоохранительные органы Российской Федерации / под ред. Божьева В. П. - М., 1998 г. - 400 с.
21. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / М.А. Шапкин, Ю.Д, Дмитриев. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 416 с.
22. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. М.: Юридическая фирма: «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2002.
23. Теория государства и права / отв. ред. А.Б. Венгеров. - М., 2004. - – 514 с.
24. Теория государства и права. Курс лекций / под редакции Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2004. – 610 с.
25. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997. – 416 с.
26. Теория государства и права: Курс лекций для юрид. вузов / МГУ им. М.В. Ломоносова / под ред. М.Н. Марченко 2-е изд. – М.: Зерцало ТЕЧС, 1996. – 674 с.
27. Хропанюк В.М. Теория государства и права: уч. пособие / Под ред.В.Г.Стрекозова-2-е изд. доп. М.,2002. – 322 с.
28. Шестаев Н. Т. Функции и структура государства. - М., 1992. – 410 с.
|